Найти в Дзене
Шкатулка с историями

Агенты Сталина идут направо

"Труд создателя агентурной сети весьма сходен с трудом романиста с одним существенным отличием: романист излагает на бумаге эмоции и действия воображаемых персонажей, тогда как создатель шпионской сети вдохновляет и направляет чувства и действия реальных людей. Но если создатель разведопераций допустит в ней нелогичные или неправдоподобные комбинации, его план потерпит крах, а ее участники вскоре окажутся за решеткой"- Александр Орлов В сценарии, что советская разведка придумала для Кима Филби, "первого человека" Кембриджской шпионской сети, англичанину отводилась интересная роль. Александр Орлов, глава советской нелегальной резидентуры в Лондоне, увидел в нем потенциал стать "кротом" в рядах британских спецслужб. "В одном из своих сообщений Центру Орлов заявляет, что внедрение в аппарат МИ-6 является конечной целью, с которой он "выводит Сынка на широкую дорогу работы на советскую разведслужбу". Почему именно Филби и почему именно МИ-6? Ответ, как мне кажется, на поверхности

"Труд создателя агентурной сети весьма сходен с трудом романиста с одним существенным отличием: романист излагает на бумаге эмоции и действия воображаемых персонажей, тогда как создатель шпионской сети вдохновляет и направляет чувства и действия реальных людей. Но если создатель разведопераций допустит в ней нелогичные или неправдоподобные комбинации, его план потерпит крах, а ее участники вскоре окажутся за решеткой"- Александр Орлов

В сценарии, что советская разведка придумала для Кима Филби, "первого человека" Кембриджской шпионской сети,

англичанину отводилась интересная роль. Александр Орлов, глава советской нелегальной резидентуры в Лондоне, увидел в нем потенциал стать "кротом" в рядах британских спецслужб.

"В одном из своих сообщений Центру Орлов заявляет, что внедрение в аппарат МИ-6 является конечной целью, с которой он "выводит Сынка на широкую дорогу работы на советскую разведслужбу".

Почему именно Филби и почему именно МИ-6?

Ким Филби
Ким Филби

Ответ, как мне кажется, на поверхности. Из всех своих кембриджских друзей, завсегдатаев клуба социалистов и пламенных ораторов на митингах, Филби был единственным, кто поехал защищать свои убеждения в горячей точке (речь об австрийском февральском восстании 1934 года). И опять же - яблочко от яблоньки не далеко падает. Если папа Филби, Сент Джон, в свое время был сотрудником спецслужб, то можно предположить, что и сын годился для подобной работы.

К тому же Орлов с Дейчем (а потом и Малли) испытывали личную симпатию именно к Филби и ставку делали именно на него, хотя в тот момент ничего не предвещало успеха.

Александр Орлов
Александр Орлов

"Кстати прочтите статью Зенхена в прилагаемом журнале. Он умный и талантливый парнишка."
"Еще раз повторяю: Зенхен поразительно развился. Очень серьезный человек, с большим аппетитом к агентурной работе, из него в будущем выйдет большой и ценный работник"
"Его личные качества бы помогли. Он образован, умен, скромен, неразговорчив, если надо, а самое главное - по убеждениям наш"- Орлов нахваливает Зенхена Центру

Однако когда Орлов и Дейч впервые озвучили, в ЧЕМ именно заключается их главное задание, Ким был обескуражен.

"Усталая улыбка, с которой это было произнесено, немного уменьшила мой шок от этого, по настоящему сногсшибательного предложения. Я не могу вспомнить какой-то своей определенной реакции, только водоворот смутных образов"

Для вчерашнего студента задача казалась настолько же амбициозной, насколько и не выполнимой. КАК пробраться в организацию, которой официально вообще не существует? Тем более как туда пробраться молодому человеку, так скомпрометировавшему себя увлечением коммунизмом, что его и в обычную гражданскую администрацию не берут.

Над этим стоило подумать.

В принципе - как и везде, и всегда, нужно было сделать так, чтобы эти самые спецслужбы САМИ заинтересовались персоной Филби. Сами предложили ему работу. Нужно было стать интересным для них.

Орлов занялся этим кейсом с подлинным энтузиазмом.

Чтобы заинтересовать " гадящую англичанку" своей подсадной уткой, Орлов планировал использовать фигуру и знакомства Сент Джона Филби.

Вообще Киму с самого начала было поручено проследить за тем, что за пакости замышляют Сент Джон и его друзья из Саудовской Аравии. Ким раздобыл информацию, что король Ибн Сауд разрешил разместить на своей территории базу английских ВВС- но в остальном, если папаша Филби что-то и замышлял, то его мысли блуждали где-то далеко от Советского Союза.

Сент Джон Филби
Сент Джон Филби

Но у Сент Джона имелись интересные друзья. Сэр Дениссон Росс, глава лондонской Школы востоковедения, являлся и персоной, связанной тесными узами с британской разведкой, и близким другом старшего Филби.

Ким, во время свободное от работы в газете, куда он устроился, чтобы заработать на жизнь, попросился к Россу в школу, дабы на досуге поизучать один из центральноазиатских языков. Ну так... мало ли - в жизни все пригодится.

Росс ответил - да без проблем! Только вот группы не набралось, и поэтому будем изучать его вдвоем: "ты- учить, а я повторять". Узнать личный состав людей, занимавшихся в Англии советской Центральной Азией (если таковые вообще имелись) не удалось. Однако Росс мог пригодиться и для иного. Орлов знал о желании сына короля Ибн Сауда найти себе учителя английского, Ким был вполне реальной кандидатурой для этой работы. Но Орлов рассчитывал, что таким образом можно заинтересовать и английскую разведку.

"Согласно его плану Ким должен был сказать либо Анне (шпион Брюс Локкарт), либо Россу, что "как истинный англичанин" он считает своим долгом сообщать все, что увидит или услышит во дворце Ибн Сауда".

А там и до приглашения "посотрудничать" не далеко.

Брюс Локкарт, участник антисоветского "заговора трех послов"
Брюс Локкарт, участник антисоветского "заговора трех послов"

Дело с Ибн Саудом не выгорело. Но параллельно Филби разрабатывал и другую интересную личность - своего школьного друга Тома Уайли, личного секретаря помощника военного министра.

Уайли по долгу службы проживал в самом министерстве, и был известен в Лондоне устраиваемыми им на рабочем месте "легендарными оргиями". Легендарные оргии в Военном министерстве... по моему, звучит интересно. Впечатляюще, я бы даже сказала.

Само собой Уайли любил выпить - и этим нужно было воспользоваться!

Дейч выдал Киму снотворное, чтобы вырубить Уайли, и пока он сладко спит, обыскать сейф в его рабочей квартире на предмет наличия там секретной информации. Ким искренне обрадовался тому, что должно было стать первым настоящим приключением со времен его венских похождений.

"Наша дорога по пабам была по-настоящему извилистой. Я пропускал некоторые тосты и выплевывал другие, но Уайли ничего не пропускал и не выплевывал. Когда мы добрались до Уайтхолла, ему нужна была поддержка. Добравшись до квартиры, он громко заявил, что ему нужно выпить. Уайли открыл сейф, достал оттуда бутылку виски и наполнил два стакана. Залпом выпив свой, он доплелся до дивана и тут же захрапел. Дверца сейфа была широко открыта.
Я почувствовал себя обманутым."

Уайли не только не дал Киму почувствовать себя матерым клофелинщиком, но и сейф его содержал только стратегический запас бутылок и один-единственный секретный документ.

"Как и многие подобные отчеты (о чем я узнал позже) этот оказался удручающе маловажным. Но его последнее предложение было таким шедевром дипломатического языка Старого мира, что навсегда застряло у меня в памяти: "Царский орел мог смотреть в обе стороны, но Советская звезда указывает в пять разных направлений и поворачивается с каждым дуновением ветра".

В советских архивах остались записи, что пользу от дружбы с Уайли советская разведка оценивала все же гораздо выше, чем сам Ким. Но по определенным причинам Уайли было решено передать Берджессу.

Уайли был нетрадиционной ориентации, и если в общении с Кимом это никак не проявлялось, то участие в вечеринках в военном министерстве означало, что Филби приходилось встречаться с такими людьми, от которых он предпочел бы держаться подальше. Ким, конечно, на все был готов ради коммунизма. Но не совсем на все.

Гай Берджесс - вот он реально был готов на все
Гай Берджесс - вот он реально был готов на все

Я устроил коктейльную вечеринку, пригласив и Уайли, и Берджесса. Представил их друг другу и оставил наедине, курсируя от гостя к гостю, как положено хорошему хозяину. Но вскоре в углу Уайли-Берджесса разговор пошел на повышенных тонах, там определенно не все было в порядке. Я поймал взгляд Берджесса, и он, агрессивно подпрыгивая, направился ко мне через всю комнату. "Кто", громко спросил он, "этот претенциозный идиот, который думает, что знает все о Прусте?" Я ответил, что ничего не знаю о претенциозности или Прусте, но Уайли не идиот. У него важная работа в Военном министерстве.
"Правда?", сказал Берджесс и отчалил обратно к Уайли.

Да, дорогие друзья. Эта история не похожа на "17 мгновений весны". Больше на романы Вудхауза, Ивлина Во или Фитцджеральда. Ну там, где золотая молодежь прожигает жизнь и отдыхает в швейцарских рехабах.

типичная жизнь советского шпиона (шутка)
типичная жизнь советского шпиона (шутка)

Уайли тем временем напоследок оказал Филби услугу, познакомив с неким Тэлботом, главой ассоциации промышленников и коммерсантов, потерявших свои деньги после национализации их бизнеса в Советской России. Ну то бишь Филби нечаянно наткнулся на гнездо русофобии и лютой ненависти к Советскому Союзу. Тэлбот в тот момент, кажется, начал осознавать, как именно ему можно попробовать вернуть свои миллионы. Все просто - на континенте есть один очень амбициозный политик с челочкой, вот он пусть и старается.

Но, как говорится, нужно было, чтобы за эту идею ухватились здесь, в Лондоне.

С целью продвижения своих интересов Тэлбот планировал открыть журнал об англо-немецкой торговле и для этого искал редактора. Филби превосходно знал немецкий и предложил свою кандидатуру.

"Тэлбот попросил меня помочь в переговорах с немецкими властями. Он сказал, что ввиду моего свободного знания немецкого, я должен буду делать всю ослиную работу в Берлине, а он будет обхаживать контакты в Сити. И конечно, нам нужно будет присоединиться к Англо-германскому обшеству, фирма оплатит мои членские взносы и все шикарные обеды, что нам предстояло пережить."
Арнольд Дейч
Арнольд Дейч

Отто (Арнольд Дейч) был счастлив. Наконец, дело Зенхена(Филби) сдвинулось с мертвой точки. Это, конечно, все еще было не МИ-6, но с точки зрения завязывания полезных знакомств, отстирывания своей репутации и оценки общих настроений высокопоставленной английской публики, нацистское Англо-германское общество, казалось прямо тем, что доктор прописал.

"Моей целью с британской стороны были про-германские элементы в истеблишменте, сосредоточенные в этом Обществе. У нас были формальные банкеты, неформальные сборища и личные знакомства, вытекаюшие из обоих...
Первой группой были почти что нацисты, на которых немцы на самом деле обращали мало внимания. Затем шла более широкая и менее однородная группа тех, кто считал, что Гитлера можно "купить", пожертвовав колонией-другой. Третьи были реалистами и готовились дергать за ниточки в случае смены правительства или настроений в Берлине...
С немецкой стороны мы работали с посольством в Лондоне и Бюро Риббентропа в Берлине. Мы условились с Отто, что я не буду притворяться нацистом. Было бы сложно показаться убедительным. В отношении немцев я позиционировал себя, как англичанин, верящий, что взаимопонимание с Германией, включая определенные уступки, - основа наших долгосрочных интересов..
Через пару недель Тэлбот решил, что мне лучше поехать в Берлин. Я сказал об этом Отто, и он с сомнением посмотрел на мой костюм. Для Англии это нормально, сказал он, но в Берлине встречают по одежке. В итоге наше рандеву закончилось в магазине. Когда я вышел из примерочной в голубом костюме, сером пальто и черной шляпе, Отто больно хлопнул себя по коленям. Никто еще, заявил он, не выглядел более идеальным дипломатом"

Тем временем агент Мэдхен (Гай Берджесс) двигался примерно в том же направлении, что и его друг Ким.

Гай Берджесс
Гай Берджесс

По настоянию советской разведки Берджесс оставил работу над своей диссертацией, уволился с должности методиста в Кембридже и переехал в Лондон. Его друг по "Апостолам" Виктор Ротшильд предложил ему синекуру в виде должности "финансового консультанта" для матери, леди Ротшильд. Но настоящую работу Гай получил от своих собратьев по альковным "интересам" - он стал личным секретарем члена парламента Джона Макнамары, большого поклонника Гитлера. Разумеется, Берджесс, как и Филби, тоже присоединился к Англо- германскому обществу.

Видела в одной из книг утверждение, что существует фото, как они с Кимом радостно зигуют на одном из банкетов Общества. Я этой фотки не нашла, к сожалению.

зато легко находится, как Елизавета II зигует
зато легко находится, как Елизавета II зигует

Как и Киму, Гаю много приходилось ездить в Берлин по работе. Но если Филби с Риббентропом деловые разговоры разговаривал, у Берджесса происходили более захватывающие путешествия.

"Весной Берджесс со своим другом Уайли, архидиаконом англиканской церкви преподобным Шарпом и капитаном Макнамарой отправились в увеселительную поездку по Германии. Ее участники удовлетворяли как политические, так и иные свои аппетиты с членами Гитлерюгенда таким образом,что это бы шокировало Совет по внешним сношениям англиканской церкви, который финансировал поездку Макнамары. Совет встревожился бы еще больше, знай его члены о том, что компрометирующие фотографии этого члена парламента и архидиакона в обнимку с рядом щедро одаренных природой представителей арийского мужского населения были впоследствии переданы Берджессом Дейчу. Они до сих пор хранятся в досье "Мэдхен" в архивах бывшего НКВД"

Уж не знаю, что делали в НКВД с этими фотографиями - использовали или просто любовались...

компромат продаете? Красивое...
компромат продаете? Красивое...

но по крайней мере Арнольд Дейч убедился в правильности теории его венского профессора Райха - в нацизм и правда шли в основном извращуги.

Продолжение тут