Найти тему
Горизонт

О бессмысленности смысла и его осмысленности.

Стоит, быть может, еще раз повторить, что шествие бессмертного полка, что конечно, как произведение и массового искусства, кроме прочего, может и имеет многообразие смыслов, это не исключительно следование древним ритуалам и культам, но и способ выйти из истории мировых войн, коль скоро, и такая "традиция",- где две- там и миллион, - могла бы сложиться. Цель, видимо, вовсе не в том, чтобы отдать неоплатный долг погибшим и ветеранам, сгинув, вместе с ними, немногими оставшимися, под десятками тысяч Томагавков в обмен на камни Авангардов. Иначе, те, напрасно погибли и эти напрасно победили. Цель, в ином смысле, скорее, в том, чтобы еще раз увидеть границы той истории, которая привела к мировым войнам, чтобы и убедиться в том, что такие границы не просто могут быть, но есть, и выйти на них, действительно победить, а не сдаться войне. Целью древних ритуалов и культов иных народов, могло быть и было, как известно, кроме прочего, и из описания Леви-Стросса, прямо обратное, и главное, выделенным образом, видимо, в преимущественном смысле, хотя потенциально, тот смежный им исторически смысл, и в то время, мог и находился, кроме прочего, в суперпозиции и, прежде всего, мифа. Но непрерывное продолжение обмена между живыми и мертвыми, в том отношении, что благодаря ритуалам, живые готовились стать героями и погибнуть, чтобы прежние, умершие герои вновь символически ожили в таких ритуалах и новых подвигах живых, и для того чтобы новые поколения могли бы последовать за ними, теперь, настоящими, что непременно геройски действительно умрут и как, теперь, предки новых поколений, вновь символически оживут в подвигах и ритуалах своих потомков. Это было, видимо, преимущественным предметом веры, кроме прочего. Отсюда, это отчасти запоздалое воспроизведение, в призыве : "запомните меня". Экстенсивное расширение таких кругов, как и завоеваний было древним способом мыслить поток абстрактного количества, что неограничен и одновременно заклинать его. Способом, кроме прочего, последовательно не верить в собственную смерть. Дело видимо было и в том, что традиция использовала войны между племенами и народами, и для поддержания вида, и для нахождения баланса с экосистемой планеты, в виду возможности его неограниченного возрастания. В известном отношении, капитал кладет придел, всем таким традициям. Дезавуирует такие верования, как в виде финансовой спекуляции, так и индустриальной промышленности. Обмен между основными источниками дохода: землей, людьми и кредитом, тремя капиталами по преимуществу, поглощает любые такие инвестиции желания, как и создает новые способы нахождения баланса. Капитал мог бы сократить население планеты, как никакая традиция, истощая трудящихся. Но сопротивление, которое он вызвал, конвергентные потоки, результаты экономических компромиссов и частичного конформизма, как и его свободы, ни смотря, на иногда, их странность, привели к тому, что население планеты гиперболически возросло. Коль скоро, кроме прочего, одной из тенденций такого способа производства является генерация не только относительного перенаселения, что истощает трудящегося, но и массового, платежеспособного спроса. Но с изобретением известных видов вооружения, вся прежняя традиция в этом смысле. нахождения баланса, оказывается едва ли ни бесполезной, в известном отношении. Но это же изобретение, что могло бы быть окончательной победой капитала над традицией, полной ее заменой в поисках баланса, - таков путь, - указывает на его собственные имманентные границы, таким оружием нельзя торговать и его нельзя использовать. Но с какого-то времени, в более или менее исторически окрестном преддверии такого изобретения, если ни подарка, это стремление: дать мертвым ожить в своих ритуалах и подвигах, даже могло стать и стало считаться подлостью, как и стремление подсидеть кого-либо из живых, отсюда этот моральный возможный вердикт: патриотизм- это последнее прибежище подлеца. В этом же, кроме прочего, в отрицании любой подлости был кроме прочего смысл быть советским человеком, по ту строну территориальной формации. Но в ином отношении, эта традиция была и остается доступом к желанию, коль скоро, тот может быть и таким: "мы помним тебя Элвис". Но и история капитала, что может так сильно подрывать традицию, имеет свои границы. И не только прошлые границы, что могут и теперь тревожить в обменах и верованиях древних народов, в виду современных вооружений, но и будущие в своей исторической значимости. Коль скоро, и свободы капитала, и его конвергентные потоки, приоткрыли ту простую и не простую истину, что в виду возможных смен технологических укладов и связностей, как и способов социального участия никакое количество населения, ни может быть избыточным и ресурсы ограниченными. Это вопрос времени и совершенствования масштабирования. И таким образом, вопрос скорее в тактике управления, коль скоро теперь и в Китае можно иметь двух детей в семьях. В этом и может быть смысл постмодернистского шествия бессмертного полка, которое конечно проникнуто модерном, причастностью к параду, - что призван, кроме прочего, воплощать стремление быть все время новым, прежде всего в совершенствовании военной техники, но не прерывая традиции, как и праздник - более того, как гражданское общество порождает парад, в известном смысле, как и государство, но и касается древнейших мифов, как источников, и бранкетов желания, священного, что гораздо старше может быть, чем любые религии. И потому, по большому счету, тут не может быть религиозного казуса. И коль скоро, это все же были первичные во времени истории, границы капитала и модерна, иные исторические края которого, оказались современниками не слишком желанных событий. И именно поэтому, кроме прочего, одной из границ такого шествия бессмертного полка может быть и великий отказ, если ни великий бойкот, который, как исход может быть тем, все более и более реалистичным, для мирового человечества, чем все более и более близкими к глобальной катастрофе, может быть политическое, кроме прочего, безумие лидеров и глав государств и правительств в эскалации противостояния. И как не странно, именно монстрация, о которой и теперь могут не догадываться, насколько она может быть правой, одна из явных возможных манифестаций такой границы.

"СТЛА"

Караваев В.Г.