Найти тему
Николай Секерин

«S.N.U.F.F.» - Виктор Пелевин

В неопределённом будущем развитие человеческих технологий по части зомбирования населения достигло своего предела. Создаваемые в далёком прошлом новости и кинофильмы, призванные обеспечивать правильные векторы развития и становления мысли черни, синтезировались в единое целое. Теперь «последние известия» и популярные сериалы это одно, неделимое целое, именуемое снаф. 

Этот снаф производят специально обученные дискурсмонгеры, или лётчики, которые управляют невидимыми для орков (простого народа) специальными боевыми камерами. Они летают над славной страной Уркаиной, сами бомбят и тут же снимают снаф. Ну вот, священная война номер 221 заканчивается, свергнут прежний тиран уркаинского народа по имени Дран Дюрекс и приведён к власти новый, прогрессивный лидер Рван Контекс. 

Но к несчастью, орки, так долго ждавшие революции и смены режима так и не начали жить счастливо, ибо в череде бесконечно сменяемых каганов-Латексов, сами они, орки всегда оставались прежними. Так было ещё с эпохи уркаганата Просра Ликвида и так будет всегда, ибо такова воля всемогущего Маниту. 

Обычно, между войнами у дискурсмонгеров появляется больше свободного времени, так как для надлежащего нагнетания общества орков и достаточного накала градуса ненависти к текущему правителю необходимо хотя бы два года. И чтобы как то заполнить образовывающуюся пустоту трансляции новых снафов, дискурсмонгеры организовывают и снимают на свои камеры всякие мелкоуголовные сенсации.

В этом пелевенском будущем, не обошлось, разумеется, и без его традиционной мизогинии (хотя, может быть, мне так только кажется). Спутницы жизни двух центральных персонажей, дискурсмонгера Дамилолы Карпова и орка Грыма практически ничем не отличаются одна от другой, несмотря на то, что шестнадцатилетняя оркша Хлоя биологически является простым человеком, а сура Кая (резиновая женщина) - совершенной нано-машиной с функциями высшего сучества и духовности.

Обе они успешно отравили жизнь своим бойфрендам и оставили их наедине с горем, весело отправившись в закат на поиски новых жертв, вооружённые главными смертоносными орудиями женщин, которые называются в этой книге «гипнотабло» и «спермоприёмник».

Читать Пелевина как всегда интересно и весело, и как всегда смысл спрятан глубоко под спудом метафор, но даже не постигнув его полностью, здесь есть над чем поржать. Ну и, конечно, аллюзию на вымышленное государство Уркаина, не заметит тут разве что слепой. Впрочем, если вдуматься повнимательней, всё описанное в романе устройство государства и общества, в равной степени может соответствовать абсолютно любому из современных.