Найти в Дзене
NK

Алиса Фрейндлих глазами современников. Друзья и коллеги

Цикл: ПРО Алису Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих свои словами. Искусство и творчество
Настя ПРО культуру3 июня 2022

Счастливый случай – жить в одно время с великим артистами, видеть их на сцене и в кино.

Алиса Бруновна Фрейндлих – именно такая гениальная фигура в русском искусстве, от одного имени которой начинаешь волноваться. Алиса…

Алиса Фрейндлих
[http://alisa-freindlih.ru/uploads/gallery/49/alisa_frejndlikh_dok_film.jpg]
Алиса Фрейндлих [http://alisa-freindlih.ru/uploads/gallery/49/alisa_frejndlikh_dok_film.jpg]

Алиса обласкана любовью не только зрителей, но и коллег, которые не единожды публично признавались в своём особом отношении к этой актрисе. Многие режиссеры рассыпались в комплиментах, при том всегда отмечая не только невероятные артистический талант и профессионализм, но и душевные, человеческие качества Алисы Бруновны.

В своей книге Эльдар Александрович Рязанов говорит об этой великолепной актрисе так:

«Я являюсь давним поклонником этой актрисы, почитателем ее удивительного дарования. Её душевность, искренность, трепетность вместе с высоким мастерством рождают в театральном зрителе необыкновенное сопереживание, сочувствие, наконец, любовь. Добиться такой реакции публики можно только в том случае, когда актер на сцене одновременно и крупно талантлив и выкладывается до конца, не щадя себя ни в чем».

Алиса Бруновна на самом деле являет собой то желанное сочетание таланта и владения профессией, когда сложно выделить, что же главенствует в природе её сценической игры. Она так выверено управляет своим даром, что доводит его до совершенства. В книге «Алиса Фрейндлих» Калмановский Евгений Соломонович довольно точно обозначает подход актрисы к собственному профессионализму:

«Фрейндлих с самого начала своего актерского пути не могла не слышать громкую, много раз повторяемую оценку «отлично» - и даже сверх того.
Какую же сосредоточенность на истине творчества надо иметь, какую самоуглубленность, чтобы не положиться на волю этих щедрых похвал, искусно их горяча и умножая!»

Алиса часто сомневалась в себе, расстраивалась, когда что-то не получалось сразу. Об этом нередко упоминают её коллеги, но они всегда подчеркивают, что подобные явления связаны в первую очередь с высокой требовательностью актрисы по отношению к себе.

«Алиса никого из себя не строила, работала как все. И когда у нее что-то не получалось или она чего-то не понимала, то огорчалась до слез», - написал в своей книге Анатолий Равикович.
Алиса Фрейндлих и Анатолий Равикович в спектакле "Малыш и Карлсон"
Алиса Фрейндлих и Анатолий Равикович в спектакле "Малыш и Карлсон"
«Что же касается нашей героини, она, напротив, вечно тревожится. Она часто недовольна тем, что сделала или делает. Её жизнь – история непрестанных трудов, преодолеваемых препятствий», – говорит об этом в своем труде Калмановский.

А в своей книге «За кадром» режиссер Юнгвальд-Хилькевич, снимавший актрису в своих фильмах о мушкетерах, рассказывает, что Алиса Бруновна не сразу нащупала так называемое «зерно роли» и потому сильно волновалась:

«— А как это играть? Кончилось дело ее истерикой.

— Я бездарная, я ничего не могу!»

Г.Э. Юнгвальд-Хилькевич и Алиса Фрейндлих на съемках фильма "Д'Артаньян и три мушкетера"
Г.Э. Юнгвальд-Хилькевич и Алиса Фрейндлих на съемках фильма "Д'Артаньян и три мушкетера"
«Ей просто не дано окончательно возлюбить самое себя и внутренне замереть в созерцании своего совершенства», – резюмирует Е.С. Калмановский.

То есть Алиса Бруновна никогда не жалела себя, она всегда работала с полной отдачей и вниманием к материалу, который необходимо художественно осмыслить.

Вспоминая совместную работу над фильмом «Служебный роман», Эльдар Рязанов говорит:

«С помощью гримеров и художника по костюмам актриса самоотверженно бросилась в поиски облика нудной и старомодной женщины. Ей пришлось наступить на естественное для прекрасного пола желание выглядеть красивее, наряднее, приятнее. И это лишний раз говорит о том, что А. Фрейндлих – крупная актриса, способная ради роли на любое самопожертвование».
Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Служебный роман"
Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Служебный роман"

И вот это сочетание – преданности делу и уникального дарования – сделало актрису именно такой, какой её знают и любят тысячи людей по всему миру. Неустанная работа над собой позволяет Алисе Бруновне раскрывать свой многогранный талант, которому, похоже, нет предела.

Недаром великий педагог Б.В. Зон при выпуске Фрейндлих из театрального института написал ей следующие слова:

«Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы».

И надо отдать ей должное, Алиса демонстрирует в своих работах многообразие художественной выразительности. Она пластична и музыкальна, потрясающе обращается с текстом, мастерски перебирая интонации и манеру речи.

«Фрейндлих – очень музыкальная актриса, поэтому исполнение зонгов составляло одну из притягательных сторон её многогранного дара», – делится собственными впечатлениями фотограф Нина Аловерт.
Алиса Фрейндлих в спектакле "Дульсинея Тобосская"
Алиса Фрейндлих в спектакле "Дульсинея Тобосская"

Алиса Бруновна, конечно, в первую (и самую главную очередь) для своих зрителей и коллег – идеальное воплощение поющей драматической актрисы. Вспоминая спектакль «Дульсинея Тобосская», Н. Аловерт говорит:

«И, конечно, незабываемая Алиса Фрейндлих – Дульсинея… Какими богатейшими модуляциями голоса, каким разнообразием тончайших интонаций пользовалась Алиса в этой роли!»

А Анатолий Равикович по этому поводу добавляет:

«По-моему, идея написать песни принадлежала Алисе, которая, дай ей волю, пела бы в каждом спектакле. Она же уговорила Геннадия Гладкова сочинить музыку».
Анатолий Равикович и Алиса Фрейндлих в спектакле "Дульсинея Тобосская"
Анатолий Равикович и Алиса Фрейндлих в спектакле "Дульсинея Тобосская"

Особенно ярко все свои таланты актриса смогла воплотить на сцене театра имени Ленсовета, ведь самую значительную часть творческой биографии Алисы Фрейндлих составляет работа с Игорем Петровичем Владимировым. Многие коллеги воспринимали их дуэт как единое целое, а потому довольно тяжело принимали их расставание. В своих мемуарах Микаэл Таривердиев замечает:

«Мне жаль, что Алиса с Игорем расстались. Безумно жаль. Их сотворчество дало много обоим. И каждый пострадал, когда они расстались».

А вот, что об этом думал Анатолий Равикович:

«И наконец тяжелым ударом для театра стал распад союза Фрейндлих и Владимирова. Необыкновенно удачным и плодотворным был этот семейный дуэт. Владимиров – размашистый, смелый, находчивый и замечательно владеющий юмором, умевший обнаружить его в самых, казалось бы, драматических местах, был в то же время небрежен в проработке деталей, нетерпелив с актерами, часто поверхностен и грешил вкусом. Его недостатки уравновешивала безупречная актерская школа Алисы, педантичность, с которой она добивалась прозрачности, последовательности действия, ее безукоризненный вкус и чувство правды. Когда Владимирова вдруг заносило, Алиса вцеплялась в него мертвой хваткой и не отпускала, пока он не приходил в себя и не признавал ее правоту»

Кажется, что это была действительно гармоничная творческая пара, где каждый работал исключительно на благо театра, а не из собственных интересов. Да, построить свой театр – это тоже в некотором смысле задача личная, но всё же в том смысле, как это воплощали Фрейндлих и Владимиров – это было про любовь к искусству в себе, а не к себе в искусстве. Подобное сотворчество приносило удивительные художественные плоды.

Из книги Анатолия Равиковича:

«Алиса могла пытать Владимирова очень долго, пока он сам не начинал понимать, в чем дело. Тогда удовлетворенная, она записывала что-то аккуратным почерком у себя в тетрадке».
Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих на репетиции
Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих на репетиции

И кто, как не Игорь Петрович, знал Алису и её талант. Наверное, только ему выпал счастливый шанс в жизни – провести рядом с этой женщиной столько времени, имея возможность рассматривать переливы её характера словно «под микроскопом». Много и долго работая вместе, два выдающихся деятеля культуры узнавали друг друга. Так Владимиров в своей книге «Как нарисовать птицу» делится своими открытиями:

«Тема Алисы разгадана мною давно. Она оказалась до примитивности простой и потому великой, хотя долго не вычитывалась в критических статьях. Это тема Золушки или Гадкого утенка, который вырастает в лебедя, – тема примата души, сердца, внутреннего содержания человека над всем остальным. Доказательство непреложной истины – что духовно красивый человек становится красивым физически».
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров

Алиса Бруновна больше двух десятилетий прослужила в театре имени Ленсовета под руководством Игоря Владимирова и, будучи при этом его женой, никогда не позволяла себе премьерских повадок, что всегда отмечали её друзья.

Анатолий Равикович описывал в своей книге эпизод, связанный с одной из актрис театра, которая, сыграв однажды значительную роль, стала вести себя капризно, опаздывать на репетиции и даже на спектакли. И тут же он добавляет:

«Фрейндлих, может быть, единственная кому это простили бы и как уникальной артистке, и как символу нашего театра, ничего подобного даже близко себе не позволяла. Хотя вдобавок была женой главного режиссера».

Алиса вообще очень славный ЧЕЛОВЕК. Её личностные качества, манера вести себя на рабочем месте (будь то сцена или съемочная площадка) на самом деле поражают. Кажется, что лишь однажды встретив Фрейндлих, будешь находиться под её обаянием до конца жизни.

«Но не подпасть под очарование Алисы Бруновны – женское, человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям – такова Алиса Бруновна в жизни. И ещё надо к этому прибавить ее светлый, лучистый талант, дающий радость, излучающий тепло, согревающий души», – эти пронзительные слова зафиксировал Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги».

Это невероятное душевное тепло в сочетании с необыкновенным профессионализмом заставляло и заставляет сегодня молодых артистов ориентироваться в своей творческой жизни именно на пример Алисы Бруновны. Многие из них о своем опыте «ученичества» открыто и с любовью рассказывают. Так неоднократно делилась своими впечатлениями Ирина Мазуркевич, рассказывая о том, как она следила за каждым движением Алисы Бруновны на сцене. Но не только… Она также была покорена её манерой держаться в коллективе, принимая это за камертон поведения в театре.

Алиса Фрейндлих и Ирина Мазуркевич в спектакле "Вишневый сад"
Алиса Фрейндлих и Ирина Мазуркевич в спектакле "Вишневый сад"

Калмановский же в своей книге замечает:

«Не сосчитать, какое число театральных биографий непосредственно сплетено с ее путем. Многое множество актеров всех поколений утверждалось в своем искусстве на театре ли, в кино, на телевидении, оказываясь в одном деле с Фрейндлих, понимая ее, сочувствуя, стремясь поддержать уровень ее искусства.
Значит, сценическая работа Фрейндлих отвечает самому строгому, самому высокому профессиональному счету. Больше того – она заставляет уточнять, расширять, углублять этот счет».

Пожалуй, одни из самых трогательных слов произнесла в своём интервью актриса Полина Маликова (Толстун), которая сейчас выходит на одну сцену с Алисой Бруновной:

«Больше всех с Алисой Бруновной мы работали, в трех спектаклях – «Двенадцатая ночь», «Дядюшкин сон» и «Волнение». Я к ней очень неравнодушна, и как к актрисе, и как к человеку. Она превосходит все ожидания о ней.
Полина Маликова (Толстун) и АЛиса Фрейндлих после спектакля "Волнение" на гастролях в Москве
Полина Маликова (Толстун) и АЛиса Фрейндлих после спектакля "Волнение" на гастролях в Москве

– Дочку Алисой не в ее ли честь назвали?

– В ее. Алиса Бруновна – мой самый первый большой партнер».

Актриса с безупречной репутацией, женщина, которую любят все, потому что иначе невозможно. И на самом деле можно бесконечно говорить, что Алиса Фрейндлих – одна из лучших русских актрис, если не самая лучшая.

- «Но главное – в театре играла Алиса Фрейндлих, одна из лучших русских актрис». (Нина Аловерт)

- «Я всегда обожал ее как актрису, на протяжении нескольких лет близко общался с ней и с Игорем Владимировым». (Микаэл Таривердиев)

- «Первая драматическая актриса - Алиса Бруновна Фрейндлих». (Роман Виктюк)

- «Она обладает каким-то запредельным даром». (Константин Худяков)

- «Это великая трагическая актриса... Она может сыграть даже телефонную книгу, это чудо природы, до сих пор недооцененное». (Андрей Тарковский)

- «Думаю, что если можно было бы всех наших звезд кино собрать в большое созвездие, в некую воображаемую "киномедведицу", то звездочка Алисы сияла бы ярче всех». (Лев Дуров)

- «Она – актриса, как говорит, из первой десятки (пятерки?)». (Евгений Калмановский)

Алиса – сама любовь…

Алиса Фрейндлих свои словами. Искусство и творчество
Настя ПРО культуру3 июня 2022

Основные материалы:

  • А. Равикович. Негероический герой
  • И. Владимиров. Как нарисовать птицу
  • Е. Калмановский. Алиса Фрейндлих
  • М. Таривердиев. Я просто живу
  • Н. Аловерт. Портрет театральной эпохи
  • Э. Рязанов. Неподведенные итоги
  • Г. Юнгвальд-Хилькевич. За кадром

#алиса фрейндлих #эльдар рязанов #Игорь владимиров #советское кино #советский театр