Я думаю, что этот вопрос рано или поздно возникает практически у каждого. И каждый принимает непростое для себя решение.
Мамы больше нет, а я так и не знаю, правильно ли я поступила...
Что мы чувствуем, когда слышим прекрасные истории о том, что дети или внуки забрали пожилых родственников к себе на доживание?
Да разное мы чувствуем! Во-первых, мы рады за этих стариков. Что они не одиноки, как это нередко случается, что у них есть родственники, которые могут позаботиться о них. Ещё мы думаем о том, как хорошо, что их не отдали в дом престарелых, что тоже не редкость.
А если подумать о самих стариках и что они при этом чувствуют?
Когда я предложила маме переехать к нам, наверно, в первую очередь, я думала о себе. Мне хотелось, чтобы мама была всё время рядом, под присмотром. Здоровье её в последние годы было очень слабым. И если я в какой-то момент не могла до неё дозвониться, у меня самой развивалось чуть ли не предынфарктное состояние. Иногда я без сна проводила целую ночь, если вечером по телефону узнавала о плохом самочувствии мамы. Помимо желания заботы о ней, я ещё хотела покоя для себя. Этот факт не стоит отрицать.
И только когда мама раз за разом стала отказываться от моего предложения, то отшучиваясь, то устанавливая какие-то сроки (вот если доживу до такого-то возраста, тогда и заберёте), я стала понимать, что всё не так просто, как мне казалось.
Мы все понимаем, что пожилым людям очень тяжело что-то менять в своей жизни. Особенно, кардинально. В этом возрасте человеку важен покой, надёжность и стабильность. А что его ждёт на новом месте – он не знает. Огромной психологической поддержкой в его пожилой жизни являются отлаженный быт, привычки, друзья, наконец.
Мама не хотела нас обременять, это очевидно. Её так хотелось чувствовать свою самодостаточность, свою физическую состоятельность, что от каждого моего приглашения её, скорее всего, охватывал ужас. Это я теперь понимаю.
Когда я стала читать об этой проблеме, меня удивил тот факт, что количество людей, которые просто не смогли адаптироваться на новом месте и умерли, огромно. А может, это была просто банальная тоска по своему дому, по своим корням. Ведь когда мы сажаем дерево, то берём молодой саженец. Всем хорошо известно, что старое дерево пересаживать не следует – оно погибнет! Оно настолько глубоко корнями врастает в землю, что лучше его не трогать! Чем старше человек, тем глубже его корни, и тем больнее их выкорчёвывать!
Там был дом, где каждая вещь напоминала ей о её прошедшей жизни, об умерших сыночках, о муже. Там рядом были родные могилы. Были соседки-подружки, свой круг общения... Я всё это понимаю.
Но теперь, когда нет мамы, я постоянно думаю об этом. Скорее всего, нужно было её забрать к себе. По крайней мере, последние годы она бы прожила рядом со мной. И мы успели бы побольше пообщаться. Хотя говорят: перед смертью не надышишься!
Мне бы очень хотелось узнать ваше мнение на этот счёт. Напишите мне, что вы думаете. Есть ли в этом случае верное решение?
Добра всем! Спасибо, что прочитали мою статью! Оцените её. Это важно для меня.
Пишите своё мнение в комментариях. Подписывайтесь на мой канал: ЗДЕСЬ
Заглядывайте на мой новый канал Еда Исцеляющая.