Найти в Дзене

Что такое формирующее оценивание и как его осуществлять?

В обычных школьных оценках не учитываются индивидуальные достижения каждого школьника и его личностный рост, поэтому педагогу бывает непросто определить все проблемы ученика с учёбой и мотивацией. Исправить ситуацию можно с помощью формирующего оценивания.

Что такое формирующее оценивание

Формирующее оценивание - это не отметка, а обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию об учебных результатах учеников.

Так педагог понимает, каким образом скорректировать преподавание, какие методы обучения использовать и как мотивировать учеников. Формирующее оценивание предшествует контрольному, то есть итоговому оцениванию. Оно помогает педагогу ещё на этапе обучения понять проблемы ученика и помочь ему с ними справиться.

Как это работает

Учитель ставит цель обучения, определяет содержание курса, формы работы, методы оценивания, получает обратную связь от учеников и корректирует свою деятельность в зависимости от результатов.

Когда это работает

Многие учителя используют лишь приемы формирующего оценивания для проведения рефлексии. Самый эффективный результат эта технология даёт, если:

  • ученики вовлечены в учебный процесс, взаимодействуют друг с другом в парах и группах, свободно обсуждают всё с учителем;
  • педагог применяет стратегии и приёмы формирующего оценивания в системе;
  • учитель использует результаты формирующего оценивания для корректировки учения и преподавания.

Зачем и как учителю давать обратную связь ученикам?

Всю информацию о достижениях учеников учитель рассказывает самим школьникам. Сделать это можно так:

  1. Показывать, что получилось хорошо. Можно выделить цветом, подчеркнуть, обвести в рамку те места в работе ученика, которые удались.
  2. Указывать, что надо улучшить или исправить. Для этого можно использовать специальные символы, например галочку или стрелку.
  3. Давать письменные рекомендации о необходимых исправлениях. Это можно сделать тремя способами:
  • напомнить правила, теоретический материал;
  • показать на конкретном примере;
  • дать образец - написать конкретные слова, выражения, формы, на которые ученик может ориентироваться.

4. Давать возможность исправлять. Например, на уроке учитель раздаёт тетради и дает десять минут, чтобы ученики прочитали рекомендации и внесли корректировки в свои работы.

Техники и приёмы для формирующего оценивания

1. Постановка вопросов

Перед изучением темы учитель задает ученикам вопросы. Например:

  • Какие примеры ты можешь привести?
  • Как ты можешь доказать, что…?
  • Как можно это решить (организовать)?
  • Что ты думаешь (знаешь) о…?

Что делать с результатами?

Учитель анализирует ответы, чтобы определить стартовые позиции учеников и учесть их во время обучения.

2. Наблюдение

Важно наблюдать за ребятами, внимательно слушать их обсуждения во время групповой работы, оценивать, как происходит их обучение. Наблюдая за определёнными учениками по заранее намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.

Что делать с результатами?

Когда класс разделился на тех, кто справился с заданием, и тех, кто не до конца понял материал, учитель переходит к дифференцированной работе. Варианта три:

  • делить учеников по уровню достижений на данный момент;
  • давать ребятам разноуровневые задания;
  • формировать смешанные группы, в которых одни ученики помогают другим осваивать материал.

3. Беседа-обсуждение

Учитель проводит с учениками беседы, в ходе которых они обсуждают наиболее интересные вопросы.

Что делать с результатами?

Дискутируя с учениками, педагог оценивает их понимание и затруднения, оценивает их прогресс в изучении темы, а на последующих уроках делает упор на аспектах, которые вызвали у учеников наибольшие затруднения.

4. Анализ

Письменные работы учитель обсуждает вместе с детьми, для того чтобы выявить общие ошибки и показать, что нужно сделать для улучшения работы. Это можно сделать так: один ученик читает свою работу, остальные выделяют, что в ней хорошо, а где допущены ошибки, а после обсуждения вносят изменения в свои работы.

5. Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию прогресса учения

Учитель дает ученикам, работающим в паре или небольшой группе, критерии, по которым они себя оценивают: что они знают и могут делать, а что осталось для них трудным и непонятным.

Что делать с результатами?

Учитель получает эту обратную связь и планирует свою дальнейшую работу.

6. Мини-обзор

За несколько минут до конца урока учитель раздает половинки тетрадных листочков и просит учеников ответить на вопросы:

  • Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?
  • Какой момент остался наименее понятным?

Что делать с результатами?

Посмотреть ответы, отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать внимание на том, что ученики указали как менее понятное.

7. Цепочка заметок

Учитель дает детям конверт с одним написанным на нем вопросом по поводу происходящего на уроке. Ученики в течение урока передают его друг другу и находят момент, чтобы написать ответ на этот вопрос и вложить его в конверт.

Что делать с результатами?

Учитель просматривает ответы, потом обсуждает их с детьми и делает определенные выводы, влияющие на дальнейший процесс обучения.

8. Резюме в одном предложении

Ученики делают резюме изученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: кто, что, кому, когда, как, почему сделал? Для каждого пункта надо отбирать только четкие характеристики.

Что делать с результатами?

Учитель отмечает, поняли ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Далее обсуждает полученные результаты с учениками.

9. Карты приложений

После объяснения важной теории, принципа или процесса учитель просит учеников написать хотя бы 1 вариант реального приложения (применения) того, что они только что изучили, чтобы определить, насколько они готовы к переносу знаний.

Что делать с результатами?

Учитель просматривает все предложения учащихся, анализирует их качество, обсуждает с учениками и приводит свои примеры реального применения полученных знаний.

Надеюсь, этот материал будет полезен в вашей работе. Поделитесь опытом, используете ли вы формирующее оценивание или его элементы в своей работе.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" в группе в ВК.