Найти в Дзене
ПОД СТУК

Как партизаны додумались пускать вражеские поезда под откос с помощью нехитрого устройства, не используя взрывчатку?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Сегодня 9 мая - праздник Великой Победы, поэтому в этой статье я хочу донести некую частичку истории о вкладе партизанских отрядов, действовавших в тылу врага, в Победу. Скорее всего, кто-то знает об этой истории, однако, тем, кто не знает - думаю, будет интересно.

И прежде чем мы перейдем к самому устройству, давайте начнём с персоналий. Итак, знакомьтесь - Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе, родом из Грузии. До того, как началась война, он успел получить образование инженера и работал, как сейчас говорят - по специальности, на железной дороге. В начале войны воевал на территории Украины, получил ранение и попал в немецкий плен.

-2

Откуда сбежал в 1942 году и вступил в партизанский отряд, который действовал в окрестностях Минска. В отряде Тенгиз Евгеньевич, поскольку имел инженерное образование, занимался ремонтом и обслуживанием вооружения и другой техники.

Самодельный клин

И вот, в рамках диверсионной деятельности на оккупированной немцами территории, партизаны, в том числе, рвали линии снабжения врага путём подрыва вражеских поездов. Из этого следует, что партизанские отряды остро нуждались во взрывчатке для осуществления подрывной деятельности, который порой не хватало.

Тогда Шавгулидзе придумал клин (который позже будет повсеместно называться «партизанским клином»), который, по сути, является прародителем современного сбрасывающего башмака, который и сейчас применяется железнодорожниками для заграждения пути. Если будет допущено несанкционированное движение поезда в сторону огражденного участка, то он просто сойдёт с рельсов на этом самом башмаке.

Современный сбрасывающий башмак
Современный сбрасывающий башмак

Но, до башмака ещё далеко, поэтому вернемся к клину. По своему принципу работы - это простейшее устройство, которое устанавливается на рельсы за несколько минут до приближения поезда и крепится к рельсу двумя болтами. Поезд, встречающий на пути такое, казалось бы, небольшое препятствие - неминуемо летит под откос.

-4

При изготовлении клина, его части скреплялись между собой методом кузнечной сварки. В создании клина, Тенгизу Евгеньевичу Шавгулидзе также помогал Алексей Иванович Швецов, который был в одном отряде с героем этой статьи, и работал в нём кузнецом.

-5

Испытания прошли успешно!

«Партизанский Клин», или же «Клин Шавгулидзе» был испытан партизанами зимой 42-43 года и шикарно себя показал. После такого, можно сказать, успеха, клином стали пользоваться и другие партизанские отряды, в основном действовавшие на территории Минской и Полесской областей оккупированной Белорусской ССР. Правда, у разных отрядов могли быть разные исполнения этого устройства.

-6

В заключение

Ну и, в заключение, возвращаясь к сегодняшней дате, хотелось бы сказать следующее. Поскольку меня, в большинстве своём, читает взрослая аудитория, то очень краткое обращение к вам: учите своих детей и внуков истории.

В основном, я говорю про историю нашей с вами страны, иначе, есть немалый шанс, что своей истории (про «кровавых совков», например) их научат различные либеральные проплаченные блогеры и за примерами далеко ходить не надо, когда есть «божественный» фильм про Колыму, от Юрия Дудя, или, например, Максим Кац, который несёт вообще неизвестно что, говоря про Советскую эпоху, сталинизм, называет Советско-Финскую войну Северной (ну ладно, это я уж придираюсь, но там и без этого бред) и так далее.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-7