Ответ содержится в Первом послании апостола Павла Коринфянам.
Но прежде чем мы его рассмотрим по существу, давайте задумаемся, от чего можно умереть, если делать это недостойно.
В Библии – сплошь и рядом предупреждения об этом и главным образом тогда, когда речь касается исполнения каких-то обязанностей по отношению к Богу или небрежении заповедями, которые Он дал.
Если человек пренебрегает этим – он умирает.
И это коснулось уже самых первых людей, получивших такое предупреждение:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Быт. 2. 16-17.
Здесь важно, что самая первая запретная заповедь, полученная людьми от Бога, была связана с едой. И они могли умереть от ее нарушения.
Причем, умереть не от ядовитости съеденного самого по себе. А от духовных причин – нарушения Божьего повеления.
Что ж – методологический ключ мы получили. Теперь можно перейти к рассмотрения вопроса по существу.
Итак, тезис звучит так:
От недостойного причащения можно умереть.
Почему?
Рассмотрим последовательно, как это поясняется в послании апостола Павла:
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Почему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». 1 Кор. 11. 26-27.
Итак, причащение – это «возвещение» о смерти Господней.
В самом деле – пролитая за нас с вами Кровь и преломленное Тело Христовы говорят об этом непосредственно.
И возвещать о смерти Христовой приобщением к ней нужно достойно.
В некотором смысле все приобщающиеся к ней становятся как бы соучастниками Христовой жертвы. А раз так, то эта «жертва» должна ей соответствовать.
Здесь можно вспомнить и ветхозаветные установления, где Бог повелевал приносить в жертву только чистых и непорочных животных.
Уподобляясь им, мы тоже должны быть «чисты и непорочны».
Собственно, об этом говорит и следующий стих поучения апостола Павла:
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей». 1 Кор. 11. 28.
Испытывает в чем? А как раз в этом – насколько ты «чист и непорочен» и тем самым насколько ты достоин приобщиться к жертве Христовой.
То, что неразборчивость в этом вопросе ведет к гибели, было предупреждено уже в Ветхом Завете:
«И сказал Господь Моисею, говоря:
Скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых, и не бесчестили святого имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь.
Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь». Лев. 22. 1-3.
Что ж – в этом плане ничего не изменилось в Новом Завете.
Более того – если уж говорить об изменениях, то только в сторону ужесточения этого правила «святости и непорочности».
Ибо речь идет не о жертве животных, а о жертве Самого Иисуса Христа, Сына Божьего.
Поэтому понятно заключительное рассуждение апостола Павла на эту тему:
«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Оттого многие и вас немощны и больны, а не мало умирает». 1 Кор. 11. 29-30.
Что значит «рассуждать о Теле Господнем»?
Вот как об этом говорится в толковой православной Библии под редакцией Лопухина:
«В виду такой тяжкой ответственности, христианин должен выяснить самому себе, как он мыслит о Христе и есть ли в его сердце достаточно благодарности и благоговения к общему Спасителю всех людей.
Только с такими чувствами и можно идти на вечерю любви – иначе там легко впасть в грех. Есть и пить осуждение себе… Осуждение – это какое либо наказание, возлагаемое Богом. Хотя это наказание не есть само по себе вечное осуждение, но в случае упорной нераскаянности человека, оно может повести к окончательному осуждению его.
Не рассуждая о Тебе Господнем, т. е. не различая, не разбирая, что за обыкновенным хлебом, за обычною материальною пищею скрывается истинное Тело Христово: человеку, вкушающему св. Евхаристию, только кажется, что он есть хлеб, на самом же деле он вкушает Тело Христово».
И обратите внимание на последовательность Божьих наказаний.
Сначала – немощи и болезни, а затем смерть.
Увы – следует признать, что мы часто подпадаем под эту неприглядную и неотвратимую последовательность.
И не только, когда недостойно причащаемся сами, а когда и по неразумию пытаемся привлечь к Евхаристии мало верующих, а то и вовсе неверующих ближних.
Мы забываем, что причащение – это главное таинство христианской церкви, и испытывать его могут только те, у кого Христос занял первое место в сердце, и после необходимой подготовки и «самоиспытания».
Но нам, как говорится, закон не писан.
Жены тянут неверующих мужей, мужья – жен, родители – упирающихся детей, бабушки и дедушки – сопротивляющихся внуков…
Как будто это – чистой воды магия. И причащение подобно взмаху волшебной палочки разом избавляет от всех болезней и делает счастливым.
Так делаем – и так заблуждаемся.
А в результате – недужим, болеем и умираем.
Увы – по-другому быть не может.