Новая книга Александра Ширвиндта и похожа на предыдущие, и отличается от них. Похожа в первую очередь, разумеется, голосом автора – это всё такие же неспешные наблюдения за жизнью, размышления о сиюминутном и вечном. А отличается тем, что на сей раз здесь не так много воспоминаний, связанных со знаменитыми друзьями, с кино- и театральной работой. Нет, упоминаются, конечно, и Миронов, и Державин, и Жванецкий, и многие другие – но баек, с ними связанных, не так уж и много. На сей раз автор по большей части говорит о себе и о своём восприятии мира – как и раньше, в форме, приближенной к афористической.
Эта форма подчёркнута и визуально: каждый абзац вновь заметно отделён от другого – так, словно бы в своём высказывании он хорош уже сам по себе; несколько абзацев на одну тему связываются друг с другом в небольшую главу. Понять принцип работы над книгой помогает и название – «Отрывки из обрывков», и следующее признание: Ширвиндт пишет на разноцветных стикерах, которые «крадутся из театра» «с разрешения бухгалтерии и дирекции». Там, вероятно, думают, что эти листики используются «для распределения ролей в будущих премьерах», но нет, не совсем: «А я на них мыслю и прилагаю к данному изданию для красоты и утолщения».
И главная тут сложность – разобрать потом, что там на этих стикерах «куриным почерком» написано: «Приходится при помощи редактора расшифровывать эти иероглифы. Но потом ещё надо понять, что в них кроется. А выбрасывать бумажку жалко: не дай бог на ней была записана тонкая, неожиданная и острая мысль».
Ширвиндт, понятно, иронизирует, но тем не менее – тонких, неожиданных и острых мыслей у него с избытком; вот за ними к этой к книге и следует обращаться.
– Вздохи под названием «Подводя итоги» – опасная вещь. У одних итоги – на трёхтомник, у других – на заголовок.
– Замахиваться на исповедальность – кокетство. Наше поколение жило с поджатым хвостом. Он был поджат настолько, что, когда наступила свобода, его уже нельзя было разогнуть. Откуда взяться честности?
– Сегодня всякая философия превращается в соревновательно-разговорную эквилибристику. Мы дожили до такого времени, когда никому не может прийти в голову, что кто-то говорит правду.
– Враньё достигло масштабов вируса. Пора создавать референдумы о необходимости лжи во имя великих побед. Бесконечно-привычное враньё – сегодня удел всех уровней.
– Из средней школы не то по математике, не то по геометрии, не то по тригонометрии я запомнил только одно – угол нравственного падения равен углу общественного отражения.
Ясное дело, знаменитый артист слегка лукавит, когда сетует, что его в магазине «с каждым годом узнают всё реже и реже» («Что делать? Или прекратить ездить в магазин, или начать круглосуточно рекламировать какой-нибудь банк»). Да, поколения сменяются, но всё же тех, кому его представлять не надо, пока что, думаю, всё ещё большинство. И неповторимая интонация узнаётся и слышится в этих строчках мгновенно. Отчего и сам актёр понимает, что вынужден сейчас как-то балансировать меж двух огней: «Если мемуары не скрашены иронией, они вообще не нужны. А когда всё время думаешь о том, что должно быть смешно, убегает смысл».
Ширвиндту удаётся выдерживать пропорцию. Нельзя сказать, что от его слов хохочешь, скорее, чаще всего на лице возникает слегка печальная ухмылка – но всё-таки. И смысл сохранён – и порой от сказанного даже больно. Отмечая, что «единственная радость в моём возрасте – сознание, что можно совершить наконец что-то безумно дерзкое, честное, мудрое, так как совершенно не страшно схлопотать пожизненный срок», – автор книги не склоняется ни перед властями, ни перед прочими «авторитетами». Что есть – то и говорит.
– Общественное мнение, коллективные письма, возмущение интеллигенции – за свою жизнь я это проходил очень много раз. Результата никакого. Разный уровень чиновников подтирается этими воззваниями.
– Что сильнее бесит вождей – монотонная ненависть противников или унисон восторженных холуёв?
– Во время эпидемии большой начальник говорит, и мы видим на экранах пару десятков министров, внимательно слушающих и записывающих. И становится страшно: почему они, будучи министрами, не знали этого до выступления главного персонажа и вынуждены записывать, чтобы не забыть?
– У начальства или привычно испуганное, или уже болезненно-маниакальное казнокрадство. Дело не в алчности – невозможно остановиться, пока не спиз…шь всё.
– Слово «обыватель» очень ёмкое. Когда на обывателя обрушивается свобода, равенство и братство, сразу возникает толпа и крик. И вместо «свобода, равенство и братство» получается «злоба, выгода и блядст…о».
– Поэтому, когда едут, едут, останавливаются, разжигают костёр, открывают шпроты, поют под гитару, а потом, с трудом садясь во внедорожник, прут дальше, оставляя шпротные банки и непогашенные костры. Российский человек, видя наши просторы, понимает, что дозасрать родину невозможно. Кроме того, все надеются: сейчас снежком припорошит – и никакого кошмара.
– …Внутри длинной жизни всё возникает по новой: фашизм, коммунизм и либерализм проживаются циклами. Они возвращаются, как возвращается мода на причёски или каблуки.
– Разбирал на даче старые книги и журналы и достал связку «Крокодила» с 1956 по 1960 год. Пузатый Дядя Сэм, американцы, карикатуры с атомной бомбой… Прошло 60 лет, эти журналы можно очистить от пыли и переиздавать.
– На планете – перепуганные страны, в которых никогда не было настоящих катаклизмов. А Россия только так всегда и существовала: то чума, то блокада, то революция, то голод. И ничего, живём. Вся прелесть нашей страны в том. Что нам ничего не страшно.
И ведь это всё (принимая во внимание определённую длину книгоиздательского цикла) было сказано ещё до войны, в то неспокойное, как нам казалось, время, которые мы помним как пандемийное... Это «раньше можно было искренне говорить только на кухне под льющуюся воду или в спальне под двумя одеялами», но теперь – была бы только смелость…
У людей моего возраста – большой шлейф воспоминаний о жизни в разное время, есть с чем сравнивать. И после всех этих сравнений у нашего поколения рождается крик в сторону нового поколения: «Ребята, опомнитесь! Оглянитесь, почитайте, посмотрите!» Никто не оглядывается, только говорят: «Старый маразматик, всего бздит». А чего мне бояться? Бояться надо за нынешнее поколение и за следующее.
«Россия – страна испуганного беспредела» – какая весомая формулировка!..
Ощущение бездны «эпохальной разобщённости таких исторически недавних времён, как те, в которых жили мои родители, и те, в которых живут мои внуки и правнуки», словно бы ненароком иллюстрируется напрямую – горький зачастую текст сопровождён подборками «литературных и живописных набросков детей, внуков и правнуков». Вот «полотно правнуков Матвея и Семёна, полуторогодовалых художников-близнецов, написанное к моему 87-летию», вот «Малиновый квадрат» двухлетней Рины, вот этапы творческого пути Эллы (от четырёх лет до десяти): «Любимые Шурины анютины глазки в вазе», «Терьер Мики в разных настроениях», «Прынцесса». Картину «Вид из какого-то окна» нарисовала правнучка Ася, обучающаяся на втором курсе ВГИКа. В разделе «Графика» выделяется работа «Мамулы. Беременный еврейский тюлень» – «художественная фантазия искусствоведа Саши Ширвиндт».
Присутствуют также разнообразные примеры семейной переписки (например, внук сочинил «памятку для дебила-деда», как пользоваться скайпом и вотсапом), из которой с искусствоведческой точки зрения примечательны лишь два документа своего времени: письмо Валентина Плучека и общее их заявление с Ширвиндтом при смене худрука Театра сатиры.
Конечно, это не самый серьёзный способ разукрасить книгу, но почему бы и нет. Читателю, в принципе, всё равно (книга ничего не потеряла бы и без иллюстраций), а потомкам автора, думается, приятно.
Как уже было сказано, узнать что-либо новое и интересное о звёздных друзьях и коллегах Ширвиндта на этот раз не удастся. Подобного рода воспоминания носят именно что обрывочный – в соответствии с заголовком книги – характер.
Владимир Меньшов, оказывается, пил – и «мог в Сочи на “Кинотавре” выпивши разнести побережье» («Он переворачивал на пляже лежаки и говорил участникам фестиваля, что о них думает»). Юрий Яковлев был более осторожен – и перед спектаклем выпивал не более 50 граммов коньяка («Он не выходил на сцену пьяным, просто принимал чуть-чуть для куража. И его неповторимый тембр становился ещё бархатистее»). Факт же, что «королева Елизавета II и Михаил Ефимович Швыдкой одновременно, не сговариваясь, бросили пить, настораживает по-настоящему».
Олег Табаков запомнился другим: вынужденный то и дело участвовать в больших заседаниях, он приходил туда с собственным кулёчком, в котором были не только бутербродики, но баночка с приправой – что заметно отличалось от предлагаемого организаторами мероприятия весьма скудного ассортимента («Если удавалось сесть на заседаниях рядом с ним, что-то можно было у него цапнуть, а что-то он категорически не давал. “Самому мало! – шипел. – Своё приноси!”»).
Режиссёр наших «Мушкетёров» Георгий Юнгвальд-Хилькевич входил в начальственные кабинеты, напевая: «Пора-пора-порадуемся…» («И тогда все: “А!” Удачами надо уметь пользоваться, пока они не стали только твоими»). Эдуард Успенский как-то раз принялся защищать спектакль «Ленкома», в защите уже не нуждавшийся, так как всем «дико понравился» («Он стал бороться за премьеру, которую восторженно приняли. Когда смелость уже профессия, это подозрительно»). А у Андрея Гончарова из Театра имени Маяковского «было два основных правила для худрука: во-первых, кнутом и пряником и, во-вторых, каждой твари по паре – чтобы было ощущение опасности и конкуренции».
Всё прочее – ещё в большей степени «по мелочи». И даже удивляешься, когда среди этих «отрывков» попадается нечто хотя бы чуть-чуть, но посущественнее. Например, вдруг – анекдот из мира кино, случай со съёмок картины «Миллион в брачной корзине», когда на хорошую дефицитную плёнку решено было «снять сказочный Неаполь и проход героя»:
Я должен идти по набережной с Зямой Гердтом, который снимался в то время в Одессе в другой картине. Его при помощи меня умолили сделать этот проход. Вроде я встретил друга в Неаполе. Замысел был такой: мы шли, на тележке ехал оператор, мы доходили до определённого места, останавливались и о чём-то разговаривали. Всё это необходимо было вместить в 85 метров. Мотор – мы с Зямочкой пошли, дошли до нужного места, и вдруг два одесских биндюжника, которые должны были стоять за нами и якобы беседовать, подошли к нам со словами: «Что вы встали? Нас же не видно за вами». Они раздвинули нас и тут закончилась хорошая плёнка.
Но уже на следующей странице – призыв к Михалкову, вновь возвращающий нас из волшебного мира кино в будничную пугающую реальность:
Никита Михалков завязал с профессией и, как какой-нибудь заядлый алкоголик сгоняет мнимых чертей со своей одежды, так и он травит вымышленных бесов с лацканов эфира в своей передаче «Бесогон». {…} Его мания быть приближенным к власти наследственная – от Сергея Владимировича. Клан Михалковых – Кончаловских – мощнейший симбиоз гениальности, мудрости и цинизма. Если эту смесь собрать в один сосуд и рассеять, как удобрения, над какой-нибудь Албанией – её хватит для процветания всей страны. Я, как старый Никитин поклонник и старший по годам, категорически умоляю его вернуться в профессию.
Как написал поэт Юрий Ряшенцев, которого сам Ширвиндт с видимым удовольствием здесь цитирует, «книги Ширвиндта – грустные. Это размышления о беспощадности времени – не нашего, сегодняшнего, а вообще времени как философской категории». И пусть автор не стесняется признаться в том, что «есть несколько тем, в которых я к 87 годам так и не разобрался» («1. Почему взлетает самолёт? 2. Почему в одно и то же время зимой темно, а летом светло?» и т.д.), пусть он порой слегка занудно брюзжит («Я ещё живой, но находиться в этом состоянии всё труднее и труднее. Я заканчиваюсь и физически, и смыслово»), всё-таки что-то толковое из-под его пера временами выходит, а стало быть: «…Если так называемое произведение принесёт хоть какую-то – пусть в микроскопических, гомеопатических дозах – пользу следующим поколениям, наверное, имеет смысл пробовать», – тем более что многие приличные люди вполне искренне хвалят.
Заставлять читать эту книгу – никто не заставляет. Но если вы всё же решите – вряд ли пожалеете. Тут просто надо сразу понимать особенности жанра: «Отрывки из обрывков» – это разговор с невидимым, но хорошо представляемым приятным собеседником. Если вы настроены потолковать обо всём на свете с Александром Анатольевичем – пожалуйста, для этого есть прекрасная возможность. Вы, быть может, не во всём с ним согласитесь, это ваше право, но то, что эта встреча вас хоть в чём-то, но обогатит – даже не сомневайтесь.
Я хотел бы когда-нибудь ответить на вопросы, которые мне не задавали. {…}
– Если бы вы были дверью, куда бы вы вели?
– Не важно куда, лишь бы мною не хлопали. {…}
– Как вы себе представляете Бога?
– Мне кажется, он помесь Славы Полунина с Юрой Норштейном. {…}
– Вы же не скажете, что боитесь своего мнения?
– Нет, я просто боюсь, что оно может быть неправильным. Но оно правильное.
#АлександрШирвиндт #Ширвиндт #Отрывкиизобрывков #книга #воспоминания #размышления #умныемысли #киноактёры #умныемысли #рецензиянакнигу
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Рецензия на книгу Александра Ширвиндта «Опережая некролог»
Рецензия на книгу Мэттью Макконахи «Зелёный свет»
Рецензия на книгу Марии Ривы «Жизнь Марлен Дитрих, рассказанная её дочерью»
Рецензия на книгу Гэвина Эдвардса «Мир по Тому Хэнксу»
Рецензия на книгу Натали Портман «Сказки»
Кинодрафт. «Кинопробы» Шэрон Биали
Синьор Андрей. Об «Итальянских маршрутах Андрея Тарковского»
28-й анонс: Тарковский, Ширвиндт, Бэтмен – это же глыбы из одного поколения (так что не удивляйтесь)
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!