22 июня 1941 года, в 10 утра, Дмитрий Дмитриевич Шостакович явился в Ленинградскую (тогда) консерваторию, для того, чтобы проводить очередной государственный экзамен - в качестве председателя комиссии, по классу композиции. Но - в этот день экзамен был прерван. Сообщили о начале войны.
В сентябре 1941 была создана знаменитая Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60. Название ей, как известно, дала А.А.Ахматова. Работал композитор - совершенно лихорадочно. Первые 3 части были завершены в блокадном Ленинграде, затем финал - в Куйбышеве, где и состоялась премьера, 5 марта 1942 года.
"Моя Седьмая симфония навеяна событиями в Ленинграде. Нашей грядущей победе и снятию блокады я посвящаю произведение"- это слова самого Шостаковича. Однако, ничто не возникает на пустом месте. Ритмическая организация знаменитого "эпизода нашествия" и связанной с ней остинатной темы - есть заготовка более раннего замысла некоей симфонии, посвящённой вождю мирового пролетариата, В.И.Ленину. По многочисленным свидетельствам, Шостакович был вдохновлен примером "Болеро" Равеля и написал вариации на тему пассакалии, которые впоследствии намеревался включить в качестве разработочного раздела в предполагаемую симфонию. Здесь уже можно пуститься в рассуждения о творческой интуиции художника, который ощущает грядущие события как уже свершающиеся.
Шостакович сам дал программные названия частей, что для него является редкостью. Первая часть "Нашествие"- весьма своеобразна по структуре. Возможно, что это вопрос узко-профессиональный, но тем не менее стоит упоминания. Дело в том, что традиционный сонатно-симфонический цикл имеет определенную регламентацию, каноны развития. И первая часть- традиционно пишется в форме сонатного Аллегро, которое может напомнить о диалектическом развитии - тезис-антитезис и синтез. Экспозиция - репрезентация тем. Разработка- их взаимодействие. И реприза - возвращение, синтез - как некое "примирение. Здесь же - нет разработки. Есть два эпизода, один из них символически связан с "русским миром", а второй -как раз "эпизод нашествия" Вторая часть "Человек и война"- минорное скерцо, своего рода "печальная шутка", которую можно сравнить с воспоминанием об утраченном мире. Средняя часть этой части, впрочем, возвращает к жизни через гротеск.
Третья часть - "Родина в годину испытаний" - медленная, реквием памяти погибших. При этом, здесь тоже весьма характерна средняя часть - Moderato risoluto, соль-диез минор, решительность, замешанная на отчаянии.
Финал "Через борьбу к победе" - наступает после третьей части "attaca" - без паузы.Вступление строится на "теме нашествия" из первой части, которая проходит как бы в смягченном виде.В центре части - весьма характерный траурный эпизод в жанре сарабанды. И здесь главная (условно скажу -"русская") тема из первой части звучит в духе гимническом и суровом. Никакого лже-пафоса нет, есть лишь скорбная сдержанность.
Премьеру из Куйбышева по управлением дирижера Самуила Самосуда транслировали по радио на всю страну, в том числе, и на осаждённый Ленинград. Характерный эпизод - в этот день, 5 го марта, немцами планировалось окончательно захватить город. И в этот день была проведена операция "Шквал" - подавление немецких позиций артиллерией. Некий немецкий гражданин после победы СССР признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть».
#философиямузыки #классика #Шостакович