Говорят, что скоро искусственный интеллект не только заменит людей во многих отраслях, но и станет управлять людьми. А потом и поработит их. Прям как в фильмах "Терминатор" или "Матрица".
Время от времени новостные ленты приносят радостные возгласы: такая-то программа научилась самостоятельно улучшать свои алгоритмы! Еще один шаг и она будет полностью автономной! Прям как Аманда из фильма "Она".
В период пандемии домашняя робототехника нашла широкое применение в Китае: в центрах временного содержания карантинных граждан роботы развозят еду по камерам. Говорят, что они даже способны принимать заказы на определенные блюда. Правда, не известно, способны ли они их выполнять.
Наш недавний постоянный ньюсмейкер тов. Греф как-то заявил, что скоро представителей многих профессий ждет безработица, мол роботы всех заменят, потому что они такие умные и неприхотливые, не то что вы, людишки.
Правда, список профессий он не огласил, поэтому остался вопрос: смогут ли роботы заменять председателей правлений банков, чтобы бесперебойно, в любое время суток, несли пургу в информационном поле?
Не перестаю удивляться, насколько нынешняя, вроде бы образованная и искушённая, аудитория легко хавает эту примитивную пропаганду.
Что такое "искусственный интеллект"? Это, во-первых, хард, в котором роль "мозгов" выполняют микро и нано схемы, всяческие чипы, состоящие из миллионов нанотранзисторов и наноконденсаторов, жестко соединенных по схеме, заданной разработчиком. Т.е. как бы не был хитёр искусственный интеллект, структура движения электрических импульсов в его "мозгах" задана жёстко, и поэтому набор алгоритмов, которые он в состоянии выполнять, ограничен.
В отличие, кстати сказать, от органических носителей типа неокортекса, в котором могут образовываться новые нейронные связи, за счет которых может изменяться и сама структура носителя.
Вторая часть харда это всяческие платы, внешние и внутренние накопители, блоки питания, аккумуляторы, вентиляторы и т.п. Кому-то покажется странным, но ИИ пока что не умеет питаться воздухом, ему нужна розетка для подключения к питанию.
Затем идет софт. Мы уже так привыкли получать гаджеты с кучей всяческих приложений и установленной операционной системой, что не обращаем внимания на один простой факт: хард ИИ не имеет никакой функциональности, пока в нем нет программного обеспечения.
Теперь давайте прикинем, сколько народу задействовано в создании, эксплуатации и обслуживании ИИ. Ну чтобы просто понимать, отбирает ли ИИ рабочие места?
Производство чипов очень-очень высокотехнологичное, там действительно мало людей и много роботов. Но этих роботов же кто-то разрабатывает, создаёт и обслуживает? Т.е. на один завод микрочипов нам надо целую дюжину фабрик по производству различных роботов, а для снабжения этих фабрик нужны еще фабрики по изготовлению полуфабрикатов, типа железа, пластика, резины и т.п. Получается, чтобы у нас появился завод микрочипов, нужно сотню-другую предприятий, которые смогут поставить на этот завод оборудование и поддерживать его работоспособность.
Чипы надо разрабатывать, ИИ пока что умеет это довольно поверхностно (мягко выражаясь). С началом пандемии начался настоящий бум разработки микрочипов. Появились десятки тысяч независимых разработчиков, которые придумывают чипы под заказ. Для сведения, разработка абсолютно нового чипа с нуля до готового рабочего прототипа это 2-3 года работы коллектива, который может насчитывать до 100 человек. Поэтому обычно речь идет о доработке каких-то готовых решений под задачу заказчика. Но и эта работа может затянуться, если у заказчика нет готового техзадания.
А подготовка техзадания для микрочипа это тоже отдельная работа, требующая времени, терпения, серьезной квалификации и опыта.
То есть, если какой-нибудь воротила типа Грефа захочет изготовить себе на замену робота, то первых пару лет уйдет на подготовку техзадания, а потом еще три года на разработку. Потому еще пару лет технических испытаний. Ведь для того, чтобы ИИ был полноценным работником, ему нужна периферия, руки-ноги или какие-то другие приспособления, с помощью которых он будет реализовывать свои беспредельные возможности.
У этой периферии - свои разработчики, это механики, инженеры, электротехники и Бог еще знает сколько разных специалистов, создающих "организм" робота. Соответственно, мы тут имеем еще целый кластер всяческих производственных цепочек, начинающихся с рудников и заканчивающихся сборочными цехами, где (Вы удивитесь!) заняты многие тысячи людей.
Но и это еще не всё. После того, как мы собрали нашего робота, вставили ему мозги и отправили трудиться, нам обязательно потребуется еще пара сотен специалистов, объединенных в еще один производственный кластер, задачей которого будет снабжение нашего робота питанием, его починка и текущее техобслуживание.
Энтузиасты ИИ утверждают, что очень скоро всю эту работу тоже смогут выполнять роботы.
Но почему же тогда до сих пор не существует роботов, которые чинят, например, автомобили?
Ведь автомобиль это достаточно простой "организм" по сравнению с промышленными роботами, спрос на починку автомобилей просто огромный. Так где же они, автоматические автомастерские?
Я думаю, мы никогда их не увидим. Потому что автоматические автомастерские тоже надо будет кому-то чинить... И вся эта канитель с разработкой, производством, установкой и починкой подобного сооружения окажется в десятки раз дороже обычной "человеческой" автомастерской.
Но веру в чудо, конечно, нельзя запретить. Как и сказки о беспредельных возможностях железок, которые могут быть полезны и функционировать ровно до того момента, пока ими занимаются люди.
Другое дело, когда на основании всей этой ненаучной фантастики пытаются принять законы, по которым ИИ приобретает права в человеческом обществе. Я считаю, что если ИИ станет субъектом права, то лопаты, молотки, автоматическое оружие и механические транспортные средства так же должны получить свои права. Что будет большим облегчением для миллионов пользователей, которые, наконец, избавятся от ответственности за всякое там "неосторожное обращение", "умышленное нанесение вреда" и т.п. Совершил наезд, сбил кого-нибудь - пусть автомобиль и отвечает. Водитель ни при чем.
А если автомобиль сломается, то претензии тоже к автомобилю. У него же субъектность. Пусть сам себя и чинит. А не будет чинить - на штрафстоянку до тех пор, пока не начнет сам себя чинить.
Думаю, это будет по-честному.