В начале двухтысячных годов мы отправились большой компанией в Австрию — кататься на лыжах. И хозяйке наших апартаментов я решила привезти небольшой подарок. Долго думала, что подарить, понятно было, что необходимо что-то национальное, но поскольку мы проживаем на Урале, то решила купить какое-то изделие из наших уральских камней, а именно змеевика (малахит уже и тогда был слишком дорог).
Мы приехали в ночь, встречаемся, обмениваемся приветствиями, я дарю ей небольшой презент с нашей уральской земли. Она искренне радуется, благодарит. А когда наутро мы идем осматривать окрестности, то оказывается, что в каждой сувенирной лавке полным-полно изделий из змеевика — всевозможных шкатулок, пасхальных яиц (дело как раз было перед католической пасхой). Словно мы приобрели наш презент прямо здесь, а не везли двумя самолетами через всю Европу.
Уже тогда подумалось, что культурная глобализация куда больше, чем нам кажется, когда мы безвылазно сидим в своей избушке. Достаточно посмотреть орнаменты, образы и символы других наций и станет понятно, как много между нами общего. Да и некоторые традиционные русские сувениры имеют заграничное происхождение. Матрешка — навеяна образами ситифукудзин — японских богов, которых изображали разными способами. В том числе изготавливали на токарном станке и вкладывали один в другой. Самое интересное, что и эти боги японцами тоже заимствованы у китайцев и индийцев.
Русская гжель подражала делфтскому фаянсу, а тот — китайскому фарфору с традиционной синей росписью кобальтом. Наша златоустовская гравюра на стали (а я тоже рассматривала ее в качестве подарка для австрийской владелицы гостиницы) родом из немецкого Золингена. А те явно перенимали технологии ближневосточных мастеров.
Вологодское кружево навеяно знаменитыми западноевропейскими ажурными узорами из Фландрии. Перегородчатая эмаль — из Византии. Можно и дальше перечислять. Но копни какое-нибудь народное творчество поглубже и обнаружатся очень древние корни, которые ведут историю из Месопотамии, Египта, Древней Греции, Рима или Византии.
Даже берестяные изделия, казалось бы больше нигде нет таких, кроме как у восточных славян, и те встречались в 6-9 веках у хакасских кочевников — енисейских кыргизов.
То есть обмен технологиями был всегда, и взаимопроникновение культур огромно. Неважно, кто придумал полые деревянные токарные фигурки, главное, что русские мастера смогли создать из этого яркий, талантливый, узнаваемый во всем мире образ Матрешки. А все попытки изолироваться, провести границу "это наши традиции, а это чуждые и их надо отменить" пагубны и ведут к упадку и в экономическом, и в культурном смысле.
Недавно поразилась комментарию, что мол наступило время патриотизма и надо рассказывать о российских дизайнерах, а зарубежных — забыть. Во первых, патриотом нужно быть всегда, а не только в трудные для страны времена. Во-вторых, патриотизм не должен быть охранительным, квасным, то есть сохранять неизменным тот образ жизни, которым был в какие-нибудь крепостные времена и возвеличивать какую-нибудь закостенелую отсталую чушь, мол, зато она наша, самобытная. Надо брать все лучшее, что есть в мире, и использовать для развития свой страны, своей культуры и совершенствования.
Не секрет, что некоторые политики на Западе попытались отменить русскую культуру. Снести памятники, отменить концерты, фильмы, даже музыку Чайковского! Не надо уподобляться таким варварским методам. Культура отмены или бойкота это не цивилизованный метод решения проблем. Как мы сейчас видим, это несет проблемы и той и другой стороне. И еще не известно, какой сильнее. Поэтому добровольно устраивать бойкот какой-то культуре, это значит обеднять свою.