Найти в Дзене
Соккар

Амфиарай и Адраст. Бессмертные или чудом спасшиеся?

 Намерение богов сделать бессмертным кого-то из людей часто трудно понять. Иногда это желание им приходит в самую неподходящую минуту, например, когда речь идёт только лишь о спасении жизни. А ведь бессмертие по логике религиозной морали следует заслужить нравственным образом жизни, богоугодным поведением. Но поведение людей в бою вряд ли вызвано желанием угодить воле богов. В этом случае люди чаще руководствуются другими ценностями: целесообразностью, необходимостью, стремлением убить противника, выжить самому, отомстить и т.д. Очевидно, небожителей интересуют земные дела, но они ценят людей не за нравственные качества и даже не за воинскую доблесть. Деяния смертных в мифах не всегда понятны и подчас трудно уяснить, за какие заслуги смертных боги желают их облагодетельствовать. Свои цели боги не афишируют. Рассмотрим историю Тидея и Амфиарая. Оба они стали участниками похода на Фивы под началом царя Аргоса Адраста. Поводом для похода на Фивы стали претензии на власть в Фивах Полиника, зятя Адраста. Но поход семи вождей на Фивы был неудачным и закончился их поражением и гибелью большинства участников. И вот в эту минуту вдруг сначала Афина выразила намерение сделать Тидея бессмертным, а затем отказалась от этого. На поле боя спасают чаще всего командный состав. Почему же боги отказались спасать Тидея? И тут же Зевс сделал бессмертным Амфиарая. Почему боги меняют свои решения? Почему вопрос с бессмертием возник в таких условиях, когда речь идёт о выживании? Ведь здесь могут ошибиться даже и боги. Всё-таки далеко не все поступки воинов в бою можно назвать подвигом...

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга III: "Меланипп, последний из сыновей Астака, ранил Тидея в живот. После того как Тидей полумертвым пал на землю, Афина выпросила у Зевса лекарство, с помощью которого она намеревалась сделать его бессмертным. Узнав об этом, Амфиарай (который ненавидел Тидея за то, что он убедил аргивян вопреки мнению Амфиарая отправиться походом на Фивы) отрубил Меланиппу голову и дал ее Тидею. [Тидей убил Меланиппа сразу же после того, как Меланипп его ранил]. Тидей, получив голову Меланиппа, расколол череп и выпил из него мозг. Когда Афина увидела это, она прониклась величайшим отвращением к поступку Тидея, оставила свое намерение его облагодетельствовать и возненавидела его.

Амфиарай же у реки Исмена обратился в бегство; когда Периклимен его настиг и уже хотел поразить в спину, Зевс метнул перун, земля расступилась и Амфиарай вместе с колесницей и возничим Батоном (другие называют этого возничего Элатоном) исчез в расщелине. Зевс сделал его бессмертным. Спасся только Адраст благодаря своему коню Арейону. Этого коня родила Деметра, которая в образе Эринии сошлась с Посейдоном".

  Итак, в чём заключаются заслуги Тидея, что Афина захотела его сделать бессмертным? Не известно. Ничего героического в бою он не совершил. После ранения речь могла идти только о спасении его жизни. Именно это и собиралась сделать Афина с помощью лекарства! Будучи раненым, Тидей нуждался только в лекарстве. И тут он совершил поступок ужасный даже для своего времени. В ходе боя он расколол череп своего врага и съел его мозг!!! Редчайший случай каннибализма, сохранённый в памяти древних мифографов! Никто из героев греческих мифов подобного не совершал! Какой здесь подвиг? Варварство! После этого поступка Афина отказалась от своего намерения. Даже богам это противно! Если небожителям известно будущее, то откуда же тогда появилось намерение Афины сделать Тидея бессмертным? Создатели мифов явно что-то напутали: или богам не известно будущее, или Афина просто хотела спасти жизнь Тидею... Или же напутали филологи, переведя ἀ-θάνᾰτος как "бессмертный", а надо было "неумирающий". Увидев же перед собой каннибала, Афина поняла, что это существо недостойно жизни. И Афина, за которой в данном случае скрывался один из руководителей военного похода Адраст, приняла решение не оказывать помощи раненому и оставить его умирать на поле боя.

  Ещё более невероятным выглядит спасение Амфиарая. Только вмешательство самого Зевса позволяет ему сохранить жизнь. Сбежавший с поля боя и без вести пропавший становится бессмертным? На самом деле и здесь речь идёт о спасении жизни любой ценой. Желание сделать бессмертными людей боги высказали только для союзников царя Аргоса. Они проявляют особую заботу о них, а чудесное спасение Амфиарая объясняется решением самого Зевса. Боги явно симпатизируют царям Аргоса и их союзникам. За этим скрывается реальный факт доминирования царей Аргоса не только на Пелопоннесе, но и во всей Греции в рассматриваемое время. Объективными боги быть не могут. Чудом выживший в кровавой битве должен был объяснить своё спасение только волей богов. Но вполне вероятно, что за его спасением находился реальный воин, который пришёл ему на помощь в эту минуту, а сам же погиб, прикрывая его отход. Как видим, ничего мистического в бессмертии нет. Речь идёт о спасении в ситуации жизни и смерти.

  Благодаря чудесному коню Арейону сохранил свою жизнь и руководитель похода Адраст. Когда он бежал с поля битвы, преследующий его Периклимен едва не убил его. В устье реки Исмены находился корабль (конь Арейон). Незадачливый авантюрист успел подняться на его борт и скрылся от воинов-фиванцев.