- Здравствуйте, батюшка. Допустимо ли говорить неправду во избежание конфликта?
- Здравствуйте. Сказано – не лги. Читаем в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «не желай говорить какую бы то ни было ложь; ибо повторение её не послужит ко благу». Если только обстоятельства угрожают значительно большей бедой, чем ложь, тогда возможно так сказать.
У владыки Антония Сурожского есть воспоминания из рассказа ветерана сопротивления, который прятался от обыска нацистов в сарае. И когда немец спросил жителя этого дома, что не находится ли у тебя этот человек, то он ответил, что он в сарае. И на укор этого солдата, тот ответил, что он с детства приучен не врать. И вот владыка Антоний говорит, что неужели он не понял, что он на смерть предал человека своим поступком. Что это гораздо больший грех.
В древнем патерике есть история, когда мимо двух монахов в пустыне бежит израненный человек, а вслед за ним толпа с камнями и кольями. И когда толпа спросили старца – куда побежал этот человек, то старец показал в противоположное направление. И когда они убежали, ученик сказал старцу, что он солгал. И тот ответил – да, я солгал, я согрешил, но если бы я не солгал, то я был бы соучастником греха убийства, а это значительнее хуже.
Бывает, что на исповеди священник узнает от мужа, что тот изменил своей жене и муж спрашивает – а надо ли ему признаться жене. И я обычно говорю, что нет. Если человек искренне раскаялся и не вернётся к нему, то лучше не рассказывать, потому что жена может не вынести этого предательства и семья разрушится. И это будет хуже, чем соблюдение заповеди о правде.
Друзья, благодарю всех, кто помогает каналу финансово, благодаря вам канал продолжает жить и та польза, которую он приносит, она тоже благодаря вам.