Половцы или кипчаки соседствовали с Русью почти два столетия, став одним из наиболее известных в русском фольклоре народов. В начале XI века они пришли в причерноморские степи из Заволжья, после чего постепенно расселились по всей Великой Степи от Дуная до Иртыша. До середины XIII века эта территория называлась Кипчакской степью и отношениям с нею уделялось первоочередное внимание — с половцами воевали, торговали и заключали союзы, одним словом, активно взаимодействовали во всех отношениях. Из русских летописей хорошо известно, что половцы периодически совершали набеги на города Руси, грабя их и уводя в плен местное население. В наибольшей степени от этого страдали приграничные княжества — Рязанское, Киевское и Переяславское.
О половцах и их столице
В начале XII столетия Владимир Мономах смог вытеснить половцев к югу и востоку, однако, помимо военных способов решения половецкой проблемы он активно пользовались и дипломатическими - например, женился на половчанке. Хотя первым это сделал до него его отец, князь Всеволод, заключивший в 1068 году брак с дочерью половецкого хана, получившей в крещении имя Анна. После этого традиция закрепилась и продолжалась вплоть до первой половины XIII столетия - так, бабушкой знаменитого Александра Невского была половчанка, дочь хана Котяна, вышедшая замуж за князя Галицкого Мстислава Удатного.
При этом, хотя половцы и были кочевым народом, тем не менее у ни была и своя столица. О ней часто говорилось в русских летописях того времени, упоминая ее под названием Шарукань или Осенев. Оно было дано по имени хана Шарукана, жившего во второй половине XI века и сумевшего разбить в битве на реке Альте в 1068 году объединенное войско русских князей, возглавляемое Изяславом Ярославичем. Также он совершил ряд удачных набегов на Русь, но в начале XII века князь Святополк Изяславич сумел разгромить его войско. Примерно этим же временем датируется и первое упоминание в русских летописях этого населенного пункта — так, в «Повести временных лет» говорится, что князь Ярополк привез оттуда половецкую жену и жители столицы встретили русскую делегацию вином и рыбой. Произошло это в 1111 году.
При этом, точное местоположение Шарукани неизвестно, есть только ряд косвенных указаний на него. Как полагают в настоящее время исследователи, находилась половецкая столица на территории современной Харьковской области, но насчет точных координат высказываются самые разные гипотезы, порой одна причудливей другой. Так, достаточно популярной является точка зрения, что Шарукань располагался на месте Харькова, ряд исследователей помещают этот город на месте нынешнего Изюма, другие же считают его находившимся в районе Чугуева. В целом, можно локализовать половецкую столицу примерно внутри треугольника из городов Харьков, Чугуев и Змиев.
Судьба Шарукани
Предполагается, что Шарукань появился на основе существовавшего на этом месте поселения аланов и его население было смешанным. Этот город скорее всего являлся для половцев зимним убежищем, куда они уходили в холодное время года. Его дважды захватывал в начале XII века Владимир Мономах, сюда неоднократно ходили с походами и другие киевские князья, поэтому значение половецкой столицы постепенно уменьшалось. К концу столетия город уже находился в упадке, а после монголо-татарского нашествия в конце 1230-х годов он окончательно прекратил свое существование. Оставшиеся в нем жители ушли оттуда навсегда и постепенно о Шарукани забыли, да и в известных письменных источниках информации о нем осталось немного.
Что же касается самих половцев, они постепенно смешались с другими народами и ассимилировались. Как показывают современные исследователями, оно принадлежали к европеоидам — по описаниям современников, кипчаки имели рыжеватые или белокурые волосы, а также голубые или серые глаза. Так, мать князя Андрея Боголюбского была половчанкой, и как показали поздние антропологические исследования, никаких монголоидных черт в его внешности не было. И это существенно упростило половцам ассимиляцию — они отнюдь не выглядели чужаками, поэтому принимались местными и растворялись среди них.