Консультация для родителей
Какой малыш не любит сказки? Сказки любят все дети и слушают их молча и заворожено. Как дети их воспринимают, и чем является для них сказка?
Сказка издавна считается средством народной педагогики. Сказка зародилась еще тогда, когда люди имели весьма смутные представления о том, что такое педагогика, как мы ее теперь представляем. При помощи сказок происходило обучение, в том числе, и нравственным нормам.
Педагоги и психологи отмечают у детей, которым начали рано читать, развитую литературную речь и образное мышление. Такие дети быстрее начинают говорить, умеют фантазировать и сочинять собственные сказки.
Яркий, образный и доступный язык сказок понятен ребенку, так как он уже изначально генетически заложен в младенце. В любом языке мира (а их существует около 6000) имеется свой оригинальный звуковой комплекс для создания слов. В отличие от взрослого человека, которому сложно воспринять незнакомую речь, месячный младенец способен без труда уловить бесчисленное множество тончайших звуковых сочетаний. К шести-девяти месяцам происходит сужение этого диапазона. Большинство иноязычных звуков забываются малышом, а те, что раздаются вокруг него постоянно, наоборот, чутко воспринимаются. Знакомый и родной голос мамы, ее лицо и улыбка и самые первые сказки станут для ребенка самым первым шагом к овладению родного языка и культуры.
Малыш растет и ему становятся интересны его самые первые книги. Происходит это к 6-7 месяцам. Если это будут те же сказки, что он слышал еще младенцем, то он их узнает и быстро вспомнит героев. С огромной радостью ребенок будет слушать и «перечитывать» эти сказки много раз и с удовольствием показывать любимых героев.
Прослушивание сказки выполняет важнейшую функцию в развитии воображения. Без формирования этой способности невозможно ни полноценное развитие ума ребенка, ни творчество взрослого. Не забывайте, что малышу нужно не просто прочитать сказку, – необходимо учить осмысливать ее, выявлять скрытый смысл и жизненные уроки. Каждая сказка имеет ряд проблем и пути их решения. Прослушивая полюбившиеся истории, маленький человек создает и накапливает так называемый «банк жизненных ситуаций».
В возрасте от 3 до 5 лет сказка должна стать в жизни ребенка ведущим звеном всего читаемого и рассказываемого материала, так как именно тогда происходит бурное развитие воображения.
В качестве примера разберем сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.
На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.
Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.
Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая сказку Колобок:
1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.
2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.
3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.
- Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка ...
- Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!
- Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», отвечая на стремление мамы помочь: «Я сам!»
- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.
- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.
- Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет даже представить, что ребенку может присниться после такой сказки.
- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.
Как мы видим, сказка развивает оценочные суждения; в процессе анализа сказки дети неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего ценится в людях? За что наказывают, а за что поощряют? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?»
Уважаемые родители! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите с вашими детьми, о чем вы прочитали!
Список использованных источников: