Найти тему
С Богом по жизни

«БЛАЖЕННЕЕ ДАВАТЬ»

Раннюю церковь составляли удивительные люди. Они делали нечто такое, что большинству современных людей показалось бы очень трудным — нечто до такой степени выдающееся, что в книге Деяний говорится об этом дважды.

«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44, 45).
«Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так, Иосия, прозванный апостолами Варнавой, что значит “сын утешения”, левит, родом кипрянин, у которого была своя земля, продал ее, принес деньги и положил к ногам апостолов» (Деян. 4:34-37).

Эти щедрые дары не были единичными случаями среди христиан I века. Когда церковь начала распространяться за пределы Иудеи, одна из общин была основана в Антиохии Сирийской за пятьсот километров к северу. Однажды из Иерусалима в Антиохию пришел пророк по имени Агав, сообщивший, что будет великий голод. Всемирный голод наступил примерно в годы правления кесаря Клавдия (Деян. 11:27, 28). Голод свирепствовал как в Иудее, так и в Антиохии, но антиохийские христиане “решили, каждый по достатку своему, послать помощь братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла” (Деян. 11:29, 30).

Спустя несколько лет Павел призвал христиан из язычников в Македонии, Ахайе и Галатии помочь христианам из иудеев в Палестине. Он просил их откладывать свои пожертвования в первый день недели, чтобы ему не пришлось собирать их, когда он придет (1 Кор. 16:1, 2).

ПОЖЕРТВОВАНИЕ КАК ПОКЛОНЕНИЕ

Существует ли библейское обоснование той мысли, что еженедельное пожертвование является выражением поклонения Богу? Павел учил коринфских христиан делать сборы в первый день недели, когда они приходили на богослужение. Может, он просто считал это наиболее удобным временем для сбора приношений? Считались ли эти пожертвования частью поклонения или же не имели никакого отношения к поклонению Богу?

Отвечая на этот вопрос, Энди Ритчи пишет:

«Несомненно, многие из нас слышали учение о том, что существует столько-то “пунктов” поклонения и что “откладывание и сберегание” — один из них. Поэтому мы автоматически делали вывод, что да, приношение имеется в списке, но никогда не задумывались над иным его толкованием, кроме того, что церковь нуждается в деньгах для своей работы, и, следовательно, нашей обязанностью является помогать...»

Далее он спрашивает:

«Но не следует ли нам освежить наши понятия и сделать особое ударение на том, что пожертвование для нас — это сознательный акт послушания и поклонения Богу?»

Чтобы ответить на этот вопрос по-библейски, давайте подумаем о еврейских корнях христианства, представим себе историческую обстановку, в которой жил Павел. Приношение Богу — это второе из упомянутых в Библии действий для Бога (Быт. 4:3-5). Первым было послушание (Быт. 2:16, 17). Бог повелел Адаму и Еве не есть плодов дерева познания добра и зла. Божьего указания относительно приношений в Бытии нет, но автор Послания к евреям говорит: “Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин...” (Евр. 11:4). Прежде чем что-то сделать верой, должно быть указание от Бога, ибо “вера — от слышания, а слышание — от Слова Божьего” (Рим. 10:17).

Божий народ всегда был жертвующим народом, и Бог всегда хотел, чтобы он отвечал Ему жертвоприношениями. Аврам отдал Мелхиседеку, царю салимскому и Божьему священнику, десятую часть своей военной добычи (Быт. 14; обратите особое внимание на ст. 18-20). Иаков обещал отдать Богу десятую часть всех своих благословений (Быт. 28:20-22).

Во время действия Моисеева закона частью поклонения Богу были различные жертвоприношения, для которых требовалось два жертвенника. Жертвенник снаружи скинии (а позже храма) предназначался для жертв всесожжения. Жертвенник внутри служил для приношения благовонных курений Богу. Жертвенники предназначались для приношения даров Богу. В первых семи главах книги Левит даются указания по правильному приношению различных даров и жертв Богу.

Когда Ездра и Неемия возродили для иудеев истинное поклонение, среди пунктов восстановления завета было соглашение ежегодно отдавать треть сикля для отправления служб в доме Божьем. Помимо того, что люди должны были постоянно приносить хлебные жертвы, жертвы всесожжения и жертвы за грех, они должны были ежегодно приносить в дом Божий первенцев, а также первые плоды земли и каждого дерева. Далее они договорились приносить десятину для левитов, которым, в свою очередь, надлежало отдавать десятую часть от своей десятины в Божье хранилище, чтобы не было ущерба дому Божьему (Неем. 10:32-39).

В последней книге Ветхого Завета мы читаем, что Иудея карается за нарушение обещаний жертвовать Богу. Бог спрашивает через Малахию: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиной и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища...” (Мал. 3:8-10).

Иисус учил Своих учеников собирать себе сокровища на небесах (Мф. 6:19-21). Он учил их, для чего и как нужно творить милостыню (Мф. 6:1-4). Цель — не производить впечатление на людей, а помогать бедным. Он говорил им, что давать надо тайно, и Бог благословит их, подчеркивая, что их дары должны быть угодны Богу, а не человеку. Наблюдая за тем, как люди клали деньги в сокровищницу храма, Иисус заметил, что некоторые клали крупные суммы денег. А бедная вдова бросила только две медные монеты. Иисус обратил на это внимание учеников, сказав им: “Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое” (Mк. 12:43, 44).

Вот на таком фоне ранние христиане учились делать приношения Богу. Это же было историческим фоном, откуда должны были происходить и знания Павла о приношении. Он цитирует слова Иисуса, которых нет ни в одном из четырех Евангелий: “Блаженнее давать, нежели принимать” (Деян. 20:35). Цель разговора о пожертвованиях в церкви — поправить не бюджет, а поклонение.

ПРИНОШЕНИЕ СОГЛАСНО БОЖЕСТВЕННОМУ УЧЕНИЮ

Определение приношения, данное Павлом, указывает на то, что он считал его выражением поклонения. Надо отметить, что он дал нам наиболее полные наставления о приношениях христиан, которые только можно найти в Новом Завете. Мы уже отмечали его указания христианам в Коринфе о сборе приношений для нуждающихся в Иудее; он велел им “откладывать и сберегать”, когда они будут собираться вместе в первый день недели (1 Кор. 16:1, 2). Возможно, он просил их собирать в этот день потому, что это было как раз то время, когда все они могли быть вместе; но если мы разделяем понимание Павлом приношения, мы не усомнимся и в том, что он рассматривал это как поклонение Богу.

Павел хотел собрать приношения от греческих церквей в Македонии, Ахайе и Галатии и передать их иудейским церквам в Палестине по двум причинам. Одной причиной была помощь бедным христианам в Иудее; другой — улучшение отношений между иудейскими и языческими христианами. Обе эти причины можно расценить как Божью работу во славу Богу. Указания церкви в Коринфе во 2 Кор. 8 и 9 проливают свет на концепцию Павла о пожертвовании.

Вначале Павел говорит о том, чем пожертвование не должно быть. Оно не должно облегчать трудное положение одних за счет ухудшения положения других (8:13). Христианин не должен давать с огорчением (9:7). Иными словами, он дает, не сожалея об этом. И, наконец, христианин не должен давать по принуждению (9:7). Это означает, что мы не должны жертвовать лишь потому, что жертвуют другие, или потому, что другие думают, что мы должны это делать; наше приношение должно быть свободным проявлением нашего сердечного отношения к Богу.

Составленный Павлом перечень того, чем приношение является, намного длиннее:

1. Приношение христиан должно “преизобиловать радостью”, даже когда жертвующие находятся среди “великого испытания скорбями” (2 Кор. 8:1, 2). Радость — это одно из выражений поклонения Богу.

2. Приношение христиан должно характеризоваться щедростью, даже когда сами жертвующие находятся в глубокой нищете (8:1, 2). Такая щедрость может быть мотивирована только благодарностью Богу на Его щедрые благословения. Выражение щедрости Богу есть поклонение.

3. От христиан не требуется давать сверх сил, но некоторые македонские христиане в своем служении Богу давали именно сверх сил (8:3, 12). Такое приношение есть жертвенное поклонение.

4. Христиане в Македонии умоляли дать им возможность поучаствовать в помощи другим христианам (8:4). Это было поклонением в порыве любви и благодарности за Божью работу среди других христиан.

5. Эти щедрые христиане прежде всего отдали Богу свои сердца (8:5). Подразумевается, что человек вряд ли даст много, если сначала не отдаст себя Богу. Дар, в который не вложено сердце дающего, — недостаточный и пустой дар. В Рим. 12:1, 2 самопожертвование рассматривается как поклонение Богу.

6. Приношение Богу — это доброе дело (8:6), в котором мы должны постоянно возрастать (8:7).

7. Приношение доказывает искренность нашей любви к Богу и друг к другу (8:8). Дар никогда не должен совершаться только потому, что церковь нуждается в нем. Приношение должно быть выражением нашей любви к Богу. Это и есть поклонение!

8. Давая, мы следуем примеру Иисуса, который, “будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетой” (8:9). Когда мы понимаем, как мы богаты духовно, будучи наследниками всего, что имеет Отец, уделение от избытка этих богатств составляет поклонение.

9. Приношение обеспечивает равенство между христианами (8:13, 14). Равенство означает общение, участие, партнерство и совместность — все, что характеризует коллективное поклонение.

10. Приношение означает готовность участвовать в Божьей работе (8:11, 12; 9:2).

11. Приношение совершается от сердца. Богу нужны такие жертвователи, которые уделяли бы доброхотно и специально планировали делать это (9:7). Радостное, намеренное приношение от сердца, переполненное любовью к Богу, есть поклонение.

12. Дающий благословляется Дающим все дары и семя сеющему (9:10, 11). При всяком поклонении поклоняющегося благословляет Тот, кому он поклоняется. Поэтому “блаженнее давать, нежели принимать” (Деян. 20:35).

13. Приношение производит благодарение Богу как за дающего, так и за получающего (9:11-15). Всякое благодарение Богу есть поклонение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пожертвование согласно Божьему плану отвечает стольким критериям истинного поклонения, что даже при желании было бы трудно отделить их друг от друга. Джимми Дживиден советует: “Когда вы учите о пожертвованиях, больше уделяйте внимание тем фактам, что это поклонение и что оно предполагает благоговейное, смиренное повиновение Богу, а не долларам и центам, составляющим бюджет”.

Многие церкви стали очень стыдливо относиться к учению о пожертвовании. Исследования в области роста церкви показали, что наибольшей критике у тех, кто не ходит в церковь, подвергается то, что церковь просит денег. Поэтому некоторые церкви объявляют, что гости могут не жертвовать на служение церкви. Другие больше не делают сборов во время поклонения, а просят членов жертвовать переводом или как-то иначе. Третьи не позволяют проповедовать или учить о приношении в своих собраниях. Не раз, когда меня приглашали проповедовать в какую-либо церковь, я слышал просьбу не говорить и не учить о приношении. Не так давно меня попросили прочитать воскресную проповедь в одной церкви. Некоторое время спустя мне позвонили и спросили, смогу ли я провести также и воскресное занятие. Я согласился, но поинтересовался, что они изучают и что бы они хотели услышать на моем занятии. Звонившие не выразили никакого пожелания, но отметили одну тему, которой я не должен был касаться: я мог учить о чем угодно, только не о приношении.

Как уже отмечалось, мы не можем ожидать от не членов церкви понимания и верной оценки того, что и почему делают христиане во время поклонения. Нам следует принимать во внимание их чувства. С другой стороны, непонимание того, что приношение есть поклонение Богу, — это непонимание всего смысла поклонения. Мы в любом случае не должны допустить, чтобы не члены церкви заставили нас исключить эту часть нашего восхваления и благодарения Бога из церковного собрания.

#пожертвования #пожертвование #поклонение #богослужение #христианство #религия #церковь #христиане #христианин #сборы