Найти тему
10,1K подписчиков

Как зарождается сад

8,5K прочитали

Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников. С каждым годом я увеличивала цветочные полянки, пока они не заняли всю территорию, примыкавшею к передней части дома. (Об одном курьезе из прошлого, ставшим для меня очень полезным, можно прочитать ЗДЕСЬ. А ЗДЕСЬ - продолжение Одиссеи). Но все равно ничего серьезного я там не высаживала. А когда родители передали нам с братом дом, мой цветник стал постепенно перерастать в сад.

Никакого планирования не было. Я сажала все, что было мне доступно. А доступно в те времена было не так уж много. Вернее, ничего особенного. Лишь в 2013-м у меня стали появляться буддлея Давида и глициния, церцис и пион древовидный, гейхеры и разновидности хост. Не было четкой системы и схемы. Только деревья и кустарники я распределяла по границам своего будущего сада. Признаюсь: тогда у меня даже дорожек не было - настолько я была жадной до цветов. Прыгала, как газель, через крупные куртины туда, где могла уместиться моя ступня. Что было не слишком удобно, и менее практично, чем предполагалось.

2014 г.:

Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-2
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-3
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-4
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-5
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-6

Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-7
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-8
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-9
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-10
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-11
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-12
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-13
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-14
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-15

А в 2014-м я вдруг осознала, что в таком виде, как есть, мои цветники меня больше не устраивают. Это был последний год смешанных, деревенских цветников: с будущего года сад был поделен на монохромные зоны, и началось Великое переселение. Тогда же у меня появились внятные, постоянные дорожки - значительный шаг к прогрессу.

2015 г.:

Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-16
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-17
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-18

Монохромный тип цветников как нельзя более удачно соответствовал моему представлению о гармонии. Несколько последующих лет я упивалась буйством цвета в концентрированном виде, пока не поняла, что и это для меня чересчур. Мне захотелось "разбавить" эти яркие цветовые пятна, сделать их менее кричащими и навязчивыми.

2015 г.:

Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-19
Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-20

К тому же, в последние годы климатические изменения стали доставлять серьезные проблемы по уходу за растениями: садоводство превратилось в настоящую борьбу за выживание, все чаще подменяя удовольствие разочарованием. Так у меня назрела необходимость во второй серьезной реконструкции сада.

Количество растений с крупными, броскими цветами я резко сократила, а от некоторых отказалась вовсе (георгины, гладиолусы, канны, каллы), уменьшила количество летников, начав отдавать предпочтение выносливым растениям с мелкими соцветиями: с "колосками", "зонтиками", "метелками", шарами, с эффектом дымки, в т.ч. выходцам из дикой природы, ароматически-пряным... Добавила небольших кустарников и стараюсь развести как можно больше злаков.

Если раньше мои цветники ближе всего стояли к классическому миксбордеру, то сейчас их таковыми можно назвать лишь с натяжкой. В них по-прежнему смешаны разнообразные растения, но теперь они проходят строгий отбор на соответствие климатическим особенностям и новому "свободному" стилю. В новых цветниках больше естественности, больше пейзажности. И все же, это не пейзажный стиль в чистом виде. И когда я называю свой сад "степным" - это очень условное название, потому что для истинно степного, он, пожалуй, слишком "наряден", содержит цветы, не характерные для степи, - вроде клематисов и роз, голландских ирисов и лилий ОТ гибридов. И тем не менее..

В нем уже нет той рафинированной помпезности, что была раньше. В нем больше естественности, свободы, жизни... И если определять его стиль - то наиболее точным будет, пожалуй, определение степной фьюжн ("Фьюжн"- смешение, соединение разных стилей). Где за основу взят пейзажный стиль с уклоном в степь, и в него добавлены элементы романтизма, сказки.

2022 г.:

Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-21

Был момент, когда из-за высокой жары с весны по осень и затяжных засух мне захотелось больше тени в своем саду, захотелось "лесного" сада. И я даже стала насаживать деревца посреди цветников. Но я быстро поняла, что это не мой вариант - уж точно не для маленького участка. И убрала посаженные деревца. Мне требуется больше открытого, обозримого пространства. Никаких деревьев посреди участка, никаких многолетнииков с крупной листвой - так я чувствую, так я ощущаю свое идеальное пространство.

2022 г.:

Мой сад зарождался стихийно. После развода я вернулась в родительский дом с трехмесячным ребенком, и поначалу просто сажала среди общего огорода рядочки и маленькие пятачки летников.-22

Это, пожалуй, самое главное - уметь чувствовать себя, отличать свои истинные потребности от временных и навязанных извне. Исходя, разумеется, из существующих реалий и возможностей. Да, я пришла к тому, что имею, довольно витиеватым путем. Но 10 лет назад я и сама не знала, чего я хочу - так что, никакой ландшафтный дизайнер мне бы не помог. И вот, что мне интересно: если отбросить весь мой прошлый садовый опыт, мой пройденный путь; если представить, что его не было, и что я сегодня с нуля планирую свой сад, - он бы совпал с тем, что я имею в настоящий момент, или был бы каким-то другим?..

Этот блог не только и не столько о том, как выращивать растения, сколько о том, как с помощью сада добавить в свою повседневность капельку творчества и волшебства. О том, как не упускать самые крохотные радости; о том, как взращивая и совершенствуя свою личность, превращать сад в Мудрого Учителя и в свое Место Силы.