В данной статье я хочу рассказать о POSITIVE, модели, ориентированной на решения.
Модель POSITIVE, как и многие другие модели в коучинге, помогает людям определить свои цели и начать работать над их достижением. Автором модели POSITIVE является Vincenzo Libri . Он стремился воодушевить людей реализовать свой потенциал, о чем говорит его цитата:
«Есть тонкая грань между посредственностью и совершенством. На одной стороне - удовлетворенность существующим. На другой стороне -есть обязательство становления».
“Beyond GROW: in Search of Acronyms and Coaching Models,” by Vincenzo Libri in The International Journal of Mentoring and Coaching, Volume 2, Issue 1, July 2004.
Модель состоит из восьми этапов:
- Purpose (Цель)
- Observations (Наблюдения)
- Strategy (Стратегия)
- Insight (Понимание)
- Team (Команда)
- Initiate (Инициация)
- Value (Ценность)
- Encourage (Поощрение)
Эта модель достаточно проста, эффективна и популярна для решения рабочих задач. Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.
Purpose (Цель)
Первый этап этой модели заключается в помощи клиенту в определении его цели и того, что он хочет получить от самого коучинга.
Возможные вопросы клиенту:
- Какова ваша цель?
- Чего вы хотите достичь?
- Где вы хотите оказаться?
- Как вы думаете, коучинг поможет вам в этом?
- Как вы узнаете, что достигли своей цели?
Observations (Наблюдения)
Второй этап модели POSITIVE — это понимание и анализ текущего состояния. На этом этапе коуч должен задавать клиентам исследовательские вопросы, чтобы помочь им понять и вербализировать (выразить в словах) то, что происходит в данный момент.
Возможные вопросы клиенту:
- Что происходит в настоящий момент?
- Какова текущая реальность?
- Что работает хорошо на данный момент?
- Что плохо работает?
- Что нужно изменить?
- Кто еще вовлечен в ситуацию? Как они участвуют в ней? Какие них роли?
- Что может произойти, если вы ничего не будете предпринимать в текущей ситуации?
- Что вы уже сделали для решения этой проблемы?
- Какие были результаты от ранее предпринятых действий?
Strategy (Стратегия)
Третий этап этой модели заключается в сосредоточении внимания на желаемом будущем состоянии. Коуч должен помочь клиенту четко понять, каким он хочет видеть будущее, и помочь ему поставить конкретные цели по SMART, к которым нужно стремиться.
Возможные вопросы клиенту:
- Каковы ваши цели?
- Каких целей вы хотите достичь?
- Как вы узнаете, что достигли своей цели?
- Как вы будете себя чувствовать?
- Как для вас выглядит успех?
- Как вы будете измерять свой успех на своем пути?
- Когда вы хотите достичь своих целей?
- Как ваши цели помогут вам достичь предназначения?
Insight (Понимание)
Четвертый этап этой модели предназначен для создания мотивации и обеспечения соответствия описанных целей. Коуч должен помочь подопечному изучить их эмоциональную связь с целями и понять, насколько они приносят удовлетворение. Может случиться так, что цели, определенные на этапе 3, необходимо будет пересмотреть, если они недостаточно мотивируют.
Возможные вопросы клиенту:
- Насколько сложной для вас является эта цель по шкале 1-10?
- Насколько вы воодушевлены и мотивированы по шкале от 1 до 10?
- Насколько вы уверены в себе по шкале от 1 до 10?
- Как вы относитесь к своей цели?
- Вы бы гордились, если бы добились этого?
- Если вы оглянетесь на эту цель позже в жизни, что вы почувствуете?
- Какими будут ваши эмоции, когда вы этого добьетесь?
- Можете ли вы визуализировать свой успех?
- Какие препятствия вы видите на пути к своей цели?
- Как вы могли их преодолеть?
Если у клиента есть предчувствие, что цель слишком амбициозна, необходимо исследовать основаны ли его опасения, опираясь на справедливой и непредвзятой оценке его способности. Если он не воодушевлен целью, можно ему помочь показать, как достижение цели поможет ему в других сферах его жизни.
При необходимости можно вернуться к этапу Strategy и переформулировать цель, чтобы она была реалистична или более гибка.
Team (Команда)
У проходящего коучинг будет гораздо больше шансов достижения своей цели, если у нее есть поддержка людей, которые могут подбодрить и помочь на пути.
Сам коуч также является ключевой частью этой команды. Однако клиенту также необходимо определить других участников команды, таких как коллеги, члены семьи и друзья, которые будут поддерживать его.
Возможные вопросы клиенту:
- С кем вам удобно делиться этой целью?
- Кто поддерживал вас в достижении прошлых целей?
- Кто оказывает вам наибольшую поддержку?
- У кого есть доступ к ресурсам, которые вам нужны достичь этой цели?
- Кто или что вдохновляет вас, когда возникают трудности?
Initiate (Инициация)
По мере того как мы приближаемся к заключительным этапам модели, фокус смещается к реальным действиям. Этот этап модели направлен на то, чтобы помочь подопечному прояснить особенности того, что он будет делать, помочь укрепить приверженность и запустить его в действие.
Возможные вопросы клиенту:
- Что вы сделаете в первую очередь?
- Когда вы начнете этот процесс?
- Как вы начнете?
- Что вы почувствуете, когда сделаете первый шаг?
- Что вы будете делать, если столкнетесь с трудностями?
- Как вы обратитесь за помощью к своей группе поддержки?
- Какие ресурсы вам будут нужны и как вы будете использовать их?
Value (Ценность)
Значительные цели требуют долгосрочной заинтересованности и готовности действовать, и может пройти много времени, прежде чем клиент увидит результаты своих действий.
Оптимальным подходом будет разбить большую цель на более мелкие, которые можно достигать ежемесячно, еженедельно и ежедневно. Это поможет регулярно просматривать и отмечать прогресс, и действовать на основе извлеченных уроков, когда дела не идут так хорошо.
Также необходимо идентифицировать все шаги, которые нужно предпринять для достижения цели, включая исследование и анализ всех доступных данных, а также вовлечение выбранных заранее союзников. В то же время разумно определить несколько высокоэффективных быстрых побед, чтобы можно было наслаждаться некоторыми ранними успехами и тем самым поддерживать свою мотивацию действовать.
Возможные вопросы клиенту:
- Какую подготовительную работу вам необходимо выполнить перед тем, как вы предпринимаете конкретные действия?
- По каким признакам вы распознаете что вы продвигаетесь к успеху?
- Как вы будете отмечать свои успехи – большие и малые?
- С кем вы будете праздновать?
- Что вы будете чувствовать после успешного прохождения каждого промежуточного этапа на пути к большой цели?
Encourage (Поощрение)
Последним шагом в этой модели является предоставление клиенту постоянного поощрения и поддержки. Должны быть регулярные встречи коуча и клиента, для того, чтобы убедиться, что клиент на пути цели и берет на себя обязательства за цели, поставленные во время предыдущих сессий.
Также поддержка может оказываться и в промежутках между сессиями, к примеру, посредством неформальных встреч при случае, электронной почты и мгновенных сообщений.
Возможные вопросы клиенту:
- Как вы продвигаетесь к своим целям?
- Как я могу лучше помочь вам на этом пути?
- Испытывали ли вы какие-либо трудности?
- Подходит ли вам план, который мы создали?
- Чем вы больше всего гордитесь на данный момент?
- Чего вы больше всего ждете от следующего шага?
Резюме
С моей точки зрения, модель POSITIVE намного более обширна и детальна, чем модель GROW и тем самым особенно подходит для работы в организациях.
Среди ее преимуществу можно отметить ее гибкость и итеративность, способность быстро реагировать на меняющуюся внешнюю среду.
#коучинг #личностный рост #изменения #positive #coaching #модель positive #бизнес #бизнес коучинг