Найти тему
Про развитие

Коучинг. Модель POSITIVE

В данной статье я хочу рассказать о POSITIVE, модели, ориентированной на решения.

Модель POSITIVE, как и многие другие модели в коучинге, помогает людям определить свои цели и начать работать над их достижением. Автором модели POSITIVE является Vincenzo Libri . Он стремился воодушевить людей реализовать свой потенциал, о чем говорит его цитата:

«Есть тонкая грань между посредственностью и совершенством. На одной стороне - удовлетворенность существующим. На другой стороне -есть обязательство становления».
“Beyond GROW: in Search of Acronyms and Coaching Models,” by Vincenzo Libri in The International Journal of Mentoring and Coaching, Volume 2, Issue 1, July 2004.

Модель состоит из восьми этапов:

  • Purpose (Цель)
  • Observations (Наблюдения)
  • Strategy (Стратегия)
  • Insight (Понимание)
  • Team (Команда)
  • Initiate (Инициация)
  • Value (Ценность)
  • Encourage (Поощрение)

Эта модель достаточно проста, эффективна и популярна для решения рабочих задач. Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.

Purpose (Цель)

Первый этап этой модели заключается в помощи клиенту в определении его цели и того, что он хочет получить от самого коучинга.

Возможные вопросы клиенту:

  • Какова ваша цель?
  • Чего вы хотите достичь?
  • Где вы хотите оказаться?
  • Как вы думаете, коучинг поможет вам в этом?
  • Как вы узнаете, что достигли своей цели?

Observations (Наблюдения)

Второй этап модели POSITIVE — это понимание и анализ текущего состояния. На этом этапе коуч должен задавать клиентам исследовательские вопросы, чтобы помочь им понять и вербализировать (выразить в словах) то, что происходит в данный момент.

Возможные вопросы клиенту:

  • Что происходит в настоящий момент?
  • Какова текущая реальность?
  • Что работает хорошо на данный момент?
  • Что плохо работает?
  • Что нужно изменить?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию? Как они участвуют в ней? Какие них роли?
  • Что может произойти, если вы ничего не будете предпринимать в текущей ситуации?
  • Что вы уже сделали для решения этой проблемы?
  • Какие были результаты от ранее предпринятых действий?

Strategy (Стратегия)

Третий этап этой модели заключается в сосредоточении внимания на желаемом будущем состоянии. Коуч должен помочь клиенту четко понять, каким он хочет видеть будущее, и помочь ему поставить конкретные цели по SMART, к которым нужно стремиться.

Возможные вопросы клиенту:

  • Каковы ваши цели?
  • Каких целей вы хотите достичь?
  • Как вы узнаете, что достигли своей цели?
  • Как вы будете себя чувствовать?
  • Как для вас выглядит успех?
  • Как вы будете измерять свой успех на своем пути?
  • Когда вы хотите достичь своих целей?
  • Как ваши цели помогут вам достичь предназначения?

Insight (Понимание)

Четвертый этап этой модели предназначен для создания мотивации и обеспечения соответствия описанных целей. Коуч должен помочь подопечному изучить их эмоциональную связь с целями и понять, насколько они приносят удовлетворение. Может случиться так, что цели, определенные на этапе 3, необходимо будет пересмотреть, если они недостаточно мотивируют.

Возможные вопросы клиенту:

  • Насколько сложной для вас является эта цель по шкале 1-10?
  • Насколько вы воодушевлены и мотивированы по шкале от 1 до 10?
  • Насколько вы уверены в себе по шкале от 1 до 10?
  • Как вы относитесь к своей цели?
  • Вы бы гордились, если бы добились этого?
  • Если вы оглянетесь на эту цель позже в жизни, что вы почувствуете?
  • Какими будут ваши эмоции, когда вы этого добьетесь?
  • Можете ли вы визуализировать свой успех?
  • Какие препятствия вы видите на пути к своей цели?
  • Как вы могли их преодолеть?

Если у клиента есть предчувствие, что цель слишком амбициозна, необходимо исследовать основаны ли его опасения, опираясь на справедливой и непредвзятой оценке его способности. Если он не воодушевлен целью, можно ему помочь показать, как достижение цели поможет ему в других сферах его жизни.

При необходимости можно вернуться к этапу Strategy и переформулировать цель, чтобы она была реалистична или более гибка.

Team (Команда)

У проходящего коучинг будет гораздо больше шансов достижения своей цели, если у нее есть поддержка людей, которые могут подбодрить и помочь на пути.

Сам коуч также является ключевой частью этой команды. Однако клиенту также необходимо определить других участников команды, таких как коллеги, члены семьи и друзья, которые будут поддерживать его.

Возможные вопросы клиенту:

  • С кем вам удобно делиться этой целью?
  • Кто поддерживал вас в достижении прошлых целей?
  • Кто оказывает вам наибольшую поддержку?
  • У кого есть доступ к ресурсам, которые вам нужны достичь этой цели?
  • Кто или что вдохновляет вас, когда возникают трудности?

Initiate (Инициация)

По мере того как мы приближаемся к заключительным этапам модели, фокус смещается к реальным действиям. Этот этап модели направлен на то, чтобы помочь подопечному прояснить особенности того, что он будет делать, помочь укрепить приверженность и запустить его в действие.

Возможные вопросы клиенту:

  • Что вы сделаете в первую очередь?
  • Когда вы начнете этот процесс?
  • Как вы начнете?
  • Что вы почувствуете, когда сделаете первый шаг?
  • Что вы будете делать, если столкнетесь с трудностями?
  • Как вы обратитесь за помощью к своей группе поддержки?
  • Какие ресурсы вам будут нужны и как вы будете использовать их?


Value (Ценность)

Значительные цели требуют долгосрочной заинтересованности и готовности действовать, и может пройти много времени, прежде чем клиент увидит результаты своих действий.

Оптимальным подходом будет разбить большую цель на более мелкие, которые можно достигать ежемесячно, еженедельно и ежедневно. Это поможет регулярно просматривать и отмечать прогресс, и действовать на основе извлеченных уроков, когда дела не идут так хорошо.

Также необходимо идентифицировать все шаги, которые нужно предпринять для достижения цели, включая исследование и анализ всех доступных данных, а также вовлечение выбранных заранее союзников. В то же время разумно определить несколько высокоэффективных быстрых побед, чтобы можно было наслаждаться некоторыми ранними успехами и тем самым поддерживать свою мотивацию действовать.

Возможные вопросы клиенту:

  • Какую подготовительную работу вам необходимо выполнить перед тем, как вы предпринимаете конкретные действия?
  • По каким признакам вы распознаете что вы продвигаетесь к успеху?
  • Как вы будете отмечать свои успехи – большие и малые?
  • С кем вы будете праздновать?
  • Что вы будете чувствовать после успешного прохождения каждого промежуточного этапа на пути к большой цели?

Encourage (Поощрение)

Последним шагом в этой модели является предоставление клиенту постоянного поощрения и поддержки. Должны быть регулярные встречи коуча и клиента, для того, чтобы убедиться, что клиент на пути цели и берет на себя обязательства за цели, поставленные во время предыдущих сессий.

Также поддержка может оказываться и в промежутках между сессиями, к примеру, посредством неформальных встреч при случае, электронной почты и мгновенных сообщений.

Возможные вопросы клиенту:

  • Как вы продвигаетесь к своим целям?
  • Как я могу лучше помочь вам на этом пути?
  • Испытывали ли вы какие-либо трудности?
  • Подходит ли вам план, который мы создали?
  • Чем вы больше всего гордитесь на данный момент?
  • Чего вы больше всего ждете от следующего шага?

Резюме

С моей точки зрения, модель POSITIVE намного более обширна и детальна, чем модель GROW и тем самым особенно подходит для работы в организациях.

Среди ее преимуществу можно отметить ее гибкость и итеративность, способность быстро реагировать на меняющуюся внешнюю среду.

#коучинг #личностный рост #изменения #positive #coaching #модель positive #бизнес #бизнес коучинг