Помните фильм Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих"? А конкретнее, диалог героев, когда Вера (Людмила Гурченко) приехала в колонию к Платону (Олег Басилашвили).
– Зря ты сюда приехала. Ничего у нас с тобой не выйдет.
– Почему?
– Опять неравенство. Ты у нас кто?
– Официантка.
– Официантка!.. А я всего-навсего шнырь. "Шнырь" по-нашему уборщица.
– Как уборщица? Уборщица? Как же я промахнулась! Ехала к пианисту, а приехала к уборщице?
– Да. Я тебе не ровня.
Вот и у меня примерно такая же история. Я в живописи и в искусстве кто?
Никто. Дилетант. Ноль без палочки. А Евгений Ромашко — ведущий художник России. Признаюсь, это я сегодня узнала, прочитала где-то.
Впрочем, конечно, он признанный мастер. С 2009 года является академиком Российской академии художеств по Отделению живописи, с 2014-го — член Президиума академии. Народный художник России (с 2012 г.) Масса персональных выставок, работы хранятся в разных музеях и частных коллекциях. Имеет награды, ведёт преподавательскую деятельность, заведует кафедрой академической живописи в Строгановке. И список достижений можно продолжать. Вот, и марка издана, посвященная картине Ромашко.
И книг о Евгении Викторовиче издано много. Я встречала информацию, что десять. Возможно, уже больше. Вот такой альбом-монографию из серии "Мастера живописи", авторства Марии Вяжевич можно сейчас за 730 рублей купить на "Озоне".
В аннотации сказано:
Для живописца, заслуженного художника Российской Федерации Евгения Викторовича Ромашко пути искусства тесно связаны именно с классической живописью. Выбор был сделан осознанно и далеко не случайно. Существенную роль в выборе художника сыграли глубокие духовные традиции, составляющие неизменную основу выдающихся произведений мастеров изобразительной классики.
Кроме интереса Ромашко к духовным возможностям искусства характер его творческих ориентиров во многом определили ярко выраженное живописное начало классического русского наследия, свойственное ему благородство красок и продуманность композиционных решений. Увлеченно изучая все эти особенности, художник стремится воплотить их в собственных произведениях. Это позволяет говорить о том, что опыт живописи конца XIX - начала XX века сыграл решающую роль в формировании пластического языка художника и во многом обусловил пленэрную направленность его искусства.
(Альбом издан в 2006-ом, тогда Ромашко еще не был народным художником. )
Думаю, приведённой информации достаточно, чтобы понять, что Евгений Ромашко признанный авторитет. И обычно для многих людей, не занимающихся живописью и рисованием, достаточно упоминания даже части из перечисленного, чтобы считать обладателя таких регалий гением и благоговейно взирать на его полотна.
Ну и вот, я сегодня очень долго взирала на репродукции картин Ромашко. Благо, найти их не составляет никакого труда. Например на сайтах, рассказывающих о выставках в разных городах, в которых участвовал Евгений Викторович, приведено достаточное количество фотографий. А выставок проводилось и проводится много. В частности, в феврале Академия художеств проводила выставку "Магия пленэра", посвященную 60-летию своего действительного члена.
Но и по сайтам выставок ходить необязательно. У Ромашко есть персональный сайт, на котором представлены не только репродукции работ (почти тысяча!), но и многочисленные фотографии художника, его биография, видео, а также тексты множества посвященных ему публикаций в СМИ. Подробнейшая картина. Вот я весь день и зависала на этом сайте. Главным образом, конечно, рассматривала репродукции работ.
Могу засвидетельствовать, что работы написаны профессионально. Ну, насколько я могу судить. Как говорят, "красиво". Практически все работы — пейзажи. Большинство, как говорится, написаны на пленэре. Представлены природные пейзажи, деревенские виды, виды среднерусских городов и Москвы, а также виды Парижа, Китая и т.д.
Смотреть репродукции мне было интересно. Это своеобразное путешествие. Перемещение из Суздаля в Париж, потом в деревню, на берег речки, в поле. Потом в Москву, а затем из России — во Вьетнам и Китай. Кроме того, перемещение во времени: из зимы в лето, из осени в весну.
Но в процессе просмотра я поймала себя на мысли, что с таким же, а возможно, и бОльшим, интересом я рассматривала бы не репродукции картин, а хорошие фотографии изображённых на них мест. В большинстве работ я не чувствовала индивидуальности художника, его стиля. Многие репродукции казались открытками, напечатанными для туристов, и при этом было ощущение нечёткого, размытого фото, которому, к тому же, не хватает яркости.
Из 846 представленных на сайте репродукций живописных работ выделяются наличием оригинальности и самобытности штук 10. Ну, может, 20. Про них можно сказать, что узнаешь, если увидишь снова спустя какое-то время. В частности, вот этот подсолнух, написанный, когда художник был ещё довольно молод.
Он, подсолнух, явно главный здесь, на картине. Он заменяет даже солнце в этот хмурый день. Дом, в котором живут люди, — просто фон. Растения вокруг — своеобразная свита. Возможно, молодой Евгений Ромашко невольно выразил в этой картине свои амбиции, цели, которых стремился достичь в профессии.
И формально все высоты сейчас достигнуты. Художник успешен и известен. Но как-то однообразны стали картины. По отдельности каждая, вроде, и неплоха. Но когда просматриваешь сразу 846, мелькают похожие пейзажи, деревенские дома с поленницами и лошадьми рядом, множество храмов.
Картины, вроде, и хороши, и эти пейзажи радуют, но невольно сравниваешь их с работами Левитана, Шишкина, Коровина. И чувствуешь какую-то вторичность. Они радуют взгляд, услаждают его, но за душу не берут. Не ощущаешь таких гордости, величия, мощи и силы духа, которые чувствуешь, глядя на "Рожь" или "Корабельную рощу" Шишкина или "Над вечным покоем" Левитана. Не тот масштаб.
Возможно, если смотреть на картины воочию, в оригинале, то впечатление будет иным. Но другие и репродукциям поют оды. Как, например, мастерица плетения витиеватых словесных конструкций, главная "писательница" канала Живопись Лёля Городная. Я прямо зачиталась.
Евгений Викторович Ромашко — безусловный мастер. Медитативность подачи и рельефность символизма, чуткий психологизм и прямота художественного высказывания соседствуют в его работах естественно и достоверно. Будто русская школа академической живописи и восточноазиатская традиция символизма решили раз и навсегда перешагнуть все мыслимые границы, заключив тайный союз с импрессионизмом.
Во как! Тайный союз. А я-то ничего не понимаю. Но почему союз только с импрессионизмом? Предлагаю усилить тайное общество секретной дружбой с техникой японской гравюры, раз уж вспомнили Восток.
Лёля также обозначила цели. Ну, а я тоже выпендрюсь и назову её словесно-графическое деяние словом "овыпуклила".
Чтобы в каждом произведении заново отыскивать точку равновесия эмоций и смыслов, делая каждое полотно уникальным. Удивлять, делая привычное прекрасным, мягкое — выразительным, утончённое и хрупкое — близким и понятным.
Очень интересные задачи! Но ещё увлекательнее попытаться кислое сделать розовым, а длинное — блестящим. Не, лучше сингулярным! Так загадочнее, и звучит красивее! Вообще, читая Лёлины опусы, я вспоминаю пародиста Александра Иванова, популярного в 80-е годы. Лёля, наверно, молода и не знает, как замечательно он высмеивал графоманов. Думаю, тексты канала "Живопись" дали бы ему много пищи для творчества. "Велик могучим русский языка!"
Но ладно, то было лирическое отступление. Вернёмся к работам Ромашко и дифирамбам Лёли в их адрес. Каждое полотно, значит, уникально. Каждое, без исключений? А мне повторы мерещатся, и точки равновесия я плохо вижу. Почитайте дальше, там ещё много интересного. Узнаете, в частности, что "всё это по сути не нуждается в комментариях и попадает в наши сердца по трансцендентным тропам подсознания". Что ж за тропы такие, где находятся? Ну, видимо, Лёля ведёт речь о себе и своих последователях, коих, судя по поставленным лайкам, набирается изрядно. Более трёх тысяч, почти четыре. И все они наверняка в курсе про трансцендентные тропы. А со мной, видимо, что-то не то. Лезу, понимаете, со свиным рылом высокое искусство обсуждать.
Ну, я ж предупредила, что мнение моё дилетантское. И ещё я из "города бесов", "центра мерзотной либероты". Ох, как нравится мне это название, выданное извергателем соловьиного помёта! Так что не обессудьте. Хотя, если не согласны, ругаться разрешается! Желательно, цензурно. Впрочем, Дзен совсем уж беспредел не пропускает. Так что можете смело кидать словесные помидоры!
Но в чём я с Лёлей согласна, так это в том, что "на полотнах художника Ромашко редко встретишь человеческие образы". Это факт. В этом легко убедиться, пролистав репродукции на сайте Ромашко. Но Лёля считает, что "и всё же каждая его картина — именно о человеке." А мне этот вывод кажется за уши притянутым ради красного словца. И ещё мне к месту (или не к месту) вспомнилось, что на рисунках Гитлера тоже практически нет людей, и из этого делались прямо противоположные выводы. То есть интерпретация всегда субъективна.
Людей Ромашко почти не пишет, но среди репродукций на его сайте есть автопортрет. Оцените. Может, то, как художник видит себя, поможет понять другие его работы.
И повторю ещё раз, что работы Ромашко, в принципе, хорошие. Профессиональные. Вызывают положительные эмоции, на них приятно смотреть. Но вот восторга у меня не возникает, пресловутых "мурашек" нет. Не хочется долго рассматривать картины, всё улавливается с первого взгляда. А вот, например, в работы Алексея Ефремова мне хочется всматриваться. Они кажутся родными, вызывают щемящее чувство. Отчасти это, видимо, оттого, что Алексей Валентинович мой земляк и пишет хорошо знакомые мне места. Но дело не только в этом. Потому что, например, Алексей Савченко живёт в Сергиевом Посаде и уральских пейзажей и видов не пишет, но его работы вызывают душевное волнение. Как и работы живущего в Твери Владимира Туричева. Кстати, Ефремов, Савченко и Туричев не имеют таких регалий, как Ромашко. Туричев вообще не получил профессионального художественного образования, но у него есть работы, которые я считаю шедеврами. И не только я.
Конечно, восприятие субъективно. Вкусы у всех разные. Это нормально, что одним людям произведение нравится, а другим — нет. Мы не только картины, но и книги, музыку тоже оцениваем по-разному. Да и еду, одежду и многое другое. Поэтому и мнение о творчестве Евгения Ромашко у нас с вами может быть разным.
Вот эти пейзажи весьма неплохи.
И вид московской консерватории радует.
В заключение приведу ещё несколько репродукций работ Евгения Ромашко.