Здравствуйте, уважаемые читатели. Не так давно, в одном из постов я писал о таком фантастическом жанре, как космическая опера. Формат постов ограничен по размеру текста. Поэтому там смог лишь схематично рассказать, что такое космические оперы, показал примеры первых космоопер и очень кратко осветил дальнейшее развитие жанра.
Итак, космическая опера – это такой поджанр фантастики, в котором фантастическое допущение в сюжете касается приключений в космосе, на других планетах и т.п. Приключенческий характер космооперных произведений является основным критерием этого поджанра. Книга может содержать элементы строгой научной фантастики, фантастики социальной или иной другой, но главное, чтобы в произведении превалировало приключенческое начало. Собственно, название направления – это отсыл к мыльным операм, то есть к незатейливым мелодрамам для домохозяек. Таковы были первые космические оперы. В них читателю предлагались простоватые истории про монстров с Урана или Сатурна, силикоидных разумных кристаллов с других звёздных систем, безумных профессоров, бравых героев с квадратной челюстью и т.п.
Вершиной первого этапа развития космооперной фантастики стал роман «Звездные короли» (1947) Э. Гамильтона. Гамильтон впервые ввел в фантастику большие звездные империи, армады космических эскадр, блестящие столицы планет, мундиры и титулы.
Буквально через несколько лет, в начале следующего десятилетия, мировая научная фантастика вступила в эпоху Золотого Века. Данное обстоятельство отразилось и на космооперном направлении. Мощнейшая эпопея «Основание» Айзека Азимова, «Техническая история» П. Андерсона, «Космический цикл» А. Нортон, «Дюна» Ф. Херберта и др., были написаны именно в это время.
В последующие десятилетия интерес к строгой научной фантастике несколько утих. Бал правила «Новая волна» с ее вниманием к человеку, людям во всем многообразии фантастических допущений. Происходил также мощный взлет фэнтези литературы. Умами почитателей нашего жанра завладели такие авторы, как Р. Желязны и М. Муркок. Но и фантастика о приключениях в космосе продолжала жить. В шестидесятые – семидесятые появился Сэмюэль Дилэни с «лингвистическо-психоделическим» романом «Вавилон – 17», Урсула ле Гуин с Хайнским циклом, творили другие авторы (в том числе известные фантасты прошлых лет).
Но все проходит, и как прошло увлечение представлениями о научных диковинках в антураже космического будущего, так прошел и интерес к человеку в этом будущем. Новая Волна закончилась. Перестало удивлять и бесконечное количество разнообразных магическо-волшебных фэнтезийных миров. В общем, начало восьмидесятых, это время если не упадка, то снижения интереса к фантастической литературе. За несколькими исключениями.
Одним из таких исключений является жанр киберпанка, появление которого в начале восьмидесятых стало следствием социально-экономического кризиса в США. Но речь сегодня не о нем. Неожиданно возродился существенный интерес к сагам в космосе. И здесь «на помощь» фантастической литературе пришло важнейшее из искусств. То есть, кино.
С 1966 года началась эпопея знаменитого «Звездного пути». В сентябре этого года состоялась премьера сериала о приключениях команды космического корабля «Энтерпрайз». В 1977 году вышел первый фильм Лукаса о джедаях и ситхах: «Звездные войны. Эпизод 4: Новая Надежда». Он стал неожиданным событием для всех любителей фантастики и еще более подстегнул интерес к масштабным космическим приключениям (не надо забывать, что отличительным признаком космической оперы является еще и размах, масштабность). Ну и добавим сюда фильм «Чужой» (1979). Хотя это не совсем космоопера, вернее не космоопера, а фантастический хоррор-боевик. Но показывается то в нем "рубилово" в глубоком космосе, на борту космического корабля.
Вот на этом фоне, начиная с восьмидесятых годов, и возникают современные космические оперы. Их отличает большая детальность создаваемых воображением авторов миров, звездных систем и галактики в целом. Фантасты стараются давать картину их более сложного устройства (социального, политического, экономического, социального и этнического), технического уровня развития и т.д.
Очень часто, космические оперы сочетаются с элементами строгой научной фантастики, или фантастики социальной, фантастического боевика и т.д. Это зависит от целей автора. Так, американский фантаст Дэвид Брин в цикле «Возвышение» большую роль отводит моментам строгой НФ. Особенно это касается темы качественного эволюционного скачка отдельных видов, миров, а также их место и роль в галактике. Первый роман цикла был опубликован в 1980 году, а следующий, наиболее известный нашему читателю, «Звездный прилив» в 1983 году.
А вот фантаст Джон Скальци в цикле «Война старика» сосредоточился на боевке (первый роман «Обреченные на победу» опубликован в 2005 году). Во Вселенной будущего Скальци идет бесконечное противостояние рас в галактике. По принципу «все против всех». В этих условиях большое значение приобретает боевой космический флот и армия – Силы Самообороны Колоний человечества. Соответственно, данная космоопера больше похожа на боевую фантастику.
Переходным от классической фантастики космоса к современной космоопере я бы назвал цикл американского фантаста Майка Резника «Рожденный править» (первый одноименный роман опубликован в 1982 году). Легендариум Вселенной Резника основан на развитии могущественной расы человечества Земли в космосе, подчинившей все иные расы в Галактике. Люди были столь яростны и властны, что стали помехой для всей галактики. Интересна структура цикла. Если первый роман можно сравнить по стилю и форме со знаменитым азимовским «Основанием», то далее автор пишет произведения о той же Вселенной, но в иной манере. В романе «Рожденный править» дана картина развития расы людей, ее «история», а другие книги цикла можно сравнить с фантастикой Джека Вэнса в стиле «космический вестерн» (за исключением повести «Семь видов ущелья Олдувай» и некоторых других).
В 1988 году выходит первый сборник – антология нового межавторского цикла «Боевой флот». Сборник «Флот» был объединен единой концепцией Вселенной, в которой земной Альянс вынужден противостоять расе агрессивных халиан, совершающих молниеносные нападения на планеты людей. К циклу приложили перо такие известные фантасты, как Роберт Шекли, Пол Андерсон, Энн Маккефри, Джон Браннер и другие. Авторов отдельных рассказов заинтересовали не только боевые моменты противостояния Флота землян и халиан, чем собственно и ценен цикл.
В 1982 году берет начало еще один космооперный цикл с уклоном в боевую фантастику. Его первый, одноименный роман называется «Стэн» и повествует о начале славного пути выдающегося воина Стэна и его напарника, эксцентричного балагура с планеты Эдинбург Алекса Килгура. Цикл написан соавторами: Крисом Банчем и Аланом Коулом. Несмотря на то, что данная космоопера наверное самая «боевая» из упомянутых мною в обзоре, она тоже не однородна. Одни романы, составляющие цикл о Стэне более напоминают классическую космооперу, с упором на динамику приключений, другие – чисто боевая фантастика. В общем, цикл до сих пор имеет своих поклонников и смотрится отнюдь не архаично.
Разделяю ка я обзор на две части. Ну просто потому, что далее хочется поговорить о самом смаке: Виктории (Хонор) Харрингтон, Майлзе Форкосигане, упомянуть «Черное пламя» Вернора Внджа, постчеловечество «Гипериона» Симмонса и т.п. Ну и скорей всего, не буду затягивать с продолжением. В течении недели опубликую.
В общем, читайте фантастику. Продолжение следует…
Подписывайтесь на ИФ Вконтакте https://vk.com/infantastika - возможность получения уведомлений о публикации новых материалов этого канала и другие посты про интересную фантастику.