Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье мы поговорим с вами о необычном летательном аппарате, который в своё время многие люди могли принять за НЛО. И это не удивительно, ведь проект долгое время считался секретным. Мало кто мог догадаться, что эта машина является самолётом.
Речь пойдёт об экспериментальном самолёте Avro Canada VZ-9 Avrocar.
Ещё в 1955 году канадская фирма Avro Aircraft начала проводить исследования, связанные с постройкой реактивного аппарата вертикального взлёта с круглым дискообразным корпусом и устройством для образования воздушной подушки при взлете.
Подобная схема в 1947 году была предложена английским конструктором Джоном Фростом. Предполагалось, что такая схема АВВП, с приводимыми от турбореактивного двигателя подъемными вентиляторами, благодаря использованию воздушной подушки, при взлете потребует меньшей энерговооруженности, чем для обычных реактивных СВВП.
Кроме того, отбрасываемый вентилятором воздушный поток, смешиваемый с газами ТРД и используемый для образования воздушной подушки, будет иметь значительно меньшие скорость и температуру, чем у ТРД, что в теории должно было упростить эксплуатацию такого АВВП.
Канадской разработкой заинтересовались ВВС и армия США, которые в дальнейшем занимались финансированием проводимых исследований.
Уже в 1959 году по объединенному контракту армии и ВВС США была завершена постройка экспериментального АВВП с дискообразным корпусом, который получил официальное обозначение VZ-9V.
Первые испытания на привязи проводились в декабре 1959 года. Аппарат совершил несколько непродолжительных полетов. Вскоре VZ-9V был передан для испытаний на базу ВВС им. Эдвардса. Первый взлет с переходом к горизонтальному полету был совершен 17 мая 1961 года.
Разработка АВВП VZ-9V под руководством Джона Фроста и его испытания велись в обстановке большой секретности, поэтому по нему публиковалась крайне ограниченная информация. Вероятно, необычайная форма АВВП и отсутствие официальных сведений об испытаниях, проводившихся в 1961 - 1962 гг., вызвали в этот период интенсивные публикации о полетах неопознанных летающих объектов (НЛО) в виде "летающих тарелок". В 1962 году разработка VZ-9V была прекращена. Последние проведенные испытания VZ-9V показали, что он не обладает достаточной устойчивостью. Кроме того, постоянно возникавшие неполадки в работе его силовой установки и системы управления послужили причиной прекращения его испытаний.
VZ-9 Avrocar мог летать не только на большой высоте, но и передвигаться вблизи земли на воздушной подушке. Аппарат имел круглый дискообразный корпус, в центре которого был установлен вентилятор. Всасываемый им воздух по системе каналов направлялся к одноконтурному кольцевому соплу, проходящему по периферии аппарата.
Переход АВВП от движения на воздушной подушки над землей к свободному полету происходил следующим образом: АВВП разгонялся над землей на воздушной подушке до такой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъемную силу, достаточную для поддержания в воздухе, а затем и для его подъема.
Также известно, что фирма Avro Canada занималась разработкой сверхзвуковых АВВП.
P.S. Даже сейчас, увидев летающий диск, многие люди могут принять его за НЛО. Чего уж говорить за начало 1960-х годов. Делитесь своим мнением в комментариях ниже!
А на этом всё! Если вам понравилась данная статья, ставьте палец вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник!
#авиатехник #авиация #интересные факты #наука #нло #ссср #летательные аппараты #самолеты