Найти тему
ИстПросвет

Спорные вопросы образования нашей государственности (исторический экскурс)

Оглавление

За точку отсчёта можно, в сущности, взять любую дату. Например, весь 8 века целиком или 862 год, или 1132 год, или 1169-й, или, например, вторую половину 15 века, а для любителей острых ощущений вполне подойдёт начало 18-го века, 1917-й или 1991 год. Выбор широк, всё дело в том, что мы хотим найти. Рассмотрим все эти даты по порядку.

Какую государственность дал нам 8-й век

В 7-8 веках началась история восточного славянства. В это время они массово двинулись на восток и 200 лет кряду деловито переселялись на огромную территорию, простиравшуюся от восточных отрогов Карпат до верховьев Оки и Волги. В 8 веке племена вятичей заселили Восточно-Русскую равнину и создали здесь свой племенной союз. У вятичей, как и у всех восточных славян, "государственным" строем была "племенная демократия". Её очевидным плюсом являлось равенство родовладык (по другому, домовладельцев) и общественно-вечевое политическое устройство.

Этот тип славянской государственности начал сворачиваться примерно с 10 века, когда киевская Русь принялась расширять своё влияние на восточные окраины славянского мира, и полностью исчез к началу 12 века.

Призвание Руси
Призвание Руси

862 год - рождение корпоративного государства

В 862 году состоялось призвание Рюрика и всей его Руси на новгородское княжение. Двадцать лет спустя Вещий Олег распространил власть русов на Смоленск, Вышгород, Киев, Ростов и другие города. На всей восточнославянской "ойкумене" установилась власть династии Рюриковичей. Чтобы это случилось, русам пришлось завоевать всех славян по очереди. Вятичи были последними в списке.

Государственность, которую создали Владимир, Ярослав, Мономах и Мстислав Великий имела корпоративный характер: князья правили своим семейством, опирались на аристократические дружины и искали поддержки у населения крупных городов, которые подчас сами же и создавали. Идеологической опорой власти Рюриковичей с 988 года стало христианство православного толка.

Значение 1132 и 1169 годов

В 1132 году в Киеве умер князь Мстислав Владимирович Великий. С этого момента началось политическое обособление Северо-Восточной Руси (т.н. Залесья) от киевской метрополии. Начал его осуществлять сын Мономаха Юрий Владимирович Долгорукий. Он давно уже прочно обосновался во Владимирском княжестве, понастроил там новых городов, провёл удачную иммиграционную политику.

Дни свои Долгорукий закончил в Киеве, но это к делу отношения не имеет. Его сын Андрей Юрьевич Боголюбский однозначно видел себя верховным правителем Северо-Восточной Руси и никакой другой территории больше. В 1169 году он доказал свою жизненную позицию, полностью разорив бывшую столицу Киевской Руси. Однако и это к делу имеет лишь косвенное отношение.

Андрей Боголюбский первым из русских князей провозгласил курс на самодержавие как форму политической власти. Это у него плохо получилось - его же собственные придворные организовали заговор и убили князя. Идея, тем не менее, осталась и находила своё подкрепление в наблюдениях за ордынскими царями, самовольно повелевавшими своими, в том числе и русскими, вассалами.

Иван III
Иван III

Иван III предлагает централизованную модель

С 1462 по 1505 год на всей обширной территории Северно-Восточной Руси возникло Русское (оно же Московское) централизованное государство с самодержавных монархом во главе. Создателем оного явился великой князь Московский, а также Государь и Великий князь всея Руси Иван III Васильевич, которого современники называли Грозным, а документы официально величали "царём". Так в России возникла государственность особого типа - с высоким уровнем "вертикали власти", с ликвидацией остатков вечевого строя, но с желанием самодержца и его народившейся бюрократии построить такую законодательную базу, которая бы обеспечила благоденствие подданным (идея подсмотрена в османской Турции).

Инновации Петра Великого

Царь Пётр Алексеевич многое переделал в строении, возведённом его августейшими предками. Во-первых, он показал современникам, что целесообразно пользоваться новейшими достижениями цивилизации, если они идут на пользу стране. Во-вторых, он сделал упор на просвещение и резко отодвинул церковь от государственных дел. В-третьих, он дал зелёный свет Академии Наук и строительству университетов.

Всё это существенно изменило мировоззрение российского общества и позволило ему преодолеть культурную изоляцию от стран к западу от российских границ. С другой стороны, государство Петра Великого было ещё более централизованным (регулярным, как он говорил) и элементы восточного деспотизма из него никуда не делись.

После окончания Северной войны в 1721 году Пётр принял титул императора, а Россия превратилась в Российскую империю. Проблема состояла в том, что империи без колоний не бывает. Так в 18-м и 19-м веках к русскому обществу пришло осознание того, что Россия - централизованная военизированная колониальная держава, несущая свет и развитие присоединённым народам.

Ленин на трибуне
Ленин на трибуне

Государственность советского времени

Советская государственность явилась, с одной стороны, чистейшим историческим экспериментом, а, с другой, продолжила традиции Российской империи. Последнее очевидно, ведь они восстановили её в тех же самых границах и заботливо тратили деньги на развитие союзных республик.

Большевики построили общество всеобщего равенства, предварительно вычистив из него "эксплуататорские элементы". Всеобщую власть трудового народа (имеются в виду Советы всех уровней) они, на всякий случай, поставили под контроль правящей партии, а партию (видимо, тоже на всякий случай) сделали единственной на всём политическом пространстве от упоминавшихся выше Карпат до Тихого океана. КПСС, как замороженная рыба, лежала в советском холодильнике, но когда он начал барахлить, рыба загнила, и гниение, как и следовало ожидать, началось с головы.

Неудачные попытки 1991 года

Когда Советский Союз распался, умных людей обуял непритворный ужас. Ведь вместе с гибелью колосса исчезла вся политическая надстройка. Так, оказывается, бывает, когда вы строите эксперимент, без опоры на традиции, общепринятые нормы и прочая, и прочая. На опустевшую политическую поляну бросились в начале 90-х все, кому было не лень. Малиновые пиджаки, золотые цепи на шее, снайперы с винтовками на крыше, депутаты, мечтающие о светлом будущем для себя, а, если получится, то и для остальных...

Несправедливости было много, но, как говорится, эмоции в сторону. После 1991 года в России возникла рыночная экономика и государственность, называвшая себя демократической, хотя на самом деле вся демократия, если она у нас была, закончилась уже в 1993 году. В 1996 году победа Ельцина на выборах была обеспечена огромными деньгами московского олигархата.

С тех пор российская политическая власть плавно стремится въехать в старые колеи. Сильная централизованная власть снова в почёте. Вечевые замашки (Советы при СССР, муниципалитеты сейчас) не приветствуются, и так далее.

Коллаж на тему статьи
Коллаж на тему статьи

Итоги

Каковы же истоки нашей российской государственности? Кто мы? Наследники непреклонных вятичей? Сторонники корпоративного государства Рюриковичей или централизованного государства Ивана III? Или мы больше наследники имперских традиций петровской, екатерининской и николаевской России? Может, мы грезим утраченным величием Советского Союза и хотим дважды войти в одну и ту же реку?

Ответа на эти вопросы никто не знает. Одно лишь время покажет нам, кто мы есть и какой участи достойны на этой земле. А пока высказывайте свои мнения в комментариях и будьте здоровы.

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору