10,3K подписчиков

ЛФЗ. Сёстры Данько.

3,7K прочитали

При упоминании фамилии Данько одна из двух сестёр сразу теряется в тени другой. Те, кто хоть немного разбирается в фарфоре и истории искусства сразу вспоминают Наталью Данько, тем более что долгое время - десятилетиями - выпускалась (хотя есть те, кто утверждают, что сейчас уже нет) её кружка под названием "Молоко" ("Голова восточной женщины"). Яркая статуэтка в виде, с одной стороны, женской головы со сложным убором, полным украшений, с другой стороны, кружки (шутливо-издевательский намёк на как бы утилитарную функцию, которую может исполнять вещь). Наверняка эту кружку видели все, хотя бы на картинках в интернете.

Скульптура (а это именно скульптура!) очень интересная. С одной стороны, она восходит к европейской (даже так - к центрально-европейской) традиции изображения бытовых предметов в виде голов разных людей. В Германии так делали пивные кружки для бюргеров, пробки к штофам, различные набалдашники. Изображали они главным образом карикатурные рожицы стариков и старух, по преимуществу уродливых. Англичане, как водится, тянут одеяло на себя, и клянутся и божатся, что именно они, великие изобретатели, внедрили в обиход т.н. кружки-тоби в виде человеческих фигур. Ну да пусть они между собой разбираются и меряются различными частями тела, у кого что длиннее!

У Данько не так, хотя в скульптуре тоже есть примесь гротеска. Но не в самой форме лица невероятно спокойной, словно застывшей в буддистском созерцании молодой полнокровной женщины, а в яркости росписи. Такая насыщенная деталями многоцветная графическая (без смешения красок и цветовых переходов) роспись с обилием красного цвета и позолоты отсылает зрителя к временам расцвета РУССКОГО МОДЕРНА: к рисункам Бакста, картинам Лансере, Сомова, Русским сезонам Дягилева. В скульптуре как бы сосредоточен весь фантазийный универсальный Восток, как его представляли "мирискуссники" (и предлагали Западу, как образ России), выраженный в декорациях и костюмах к "Половецким пляскам", "Жар-птице", «Шехеразаде» и "Петрушке". Смотрим в галерее ниже модель 1919-го года в самой популярной послевоенной (т.е. после 1945-го года) росписи, созданной Народным художником РСФСР Алексеем Воробьевским (ЛФЗ), а также варианты, выпущенные на других заводах СССР.

Случайно ли так получилось? Совпадение ли (как любят сейчас глумливо-риторически спрашивать - о чём угодно, сотрясая воздух - пропагандисты)? Конечно, нет! С ходом Первой мировой войны, затем и Революции, плавно перешедшей в Гражданскую войну возможность реализации своих творческих сил у огромной плеяды и просто выдающихся, и великих деятелей искусства всё сильнее сужается. Например, многие художники в мирное время нашли себя на ниве архитектуры. Но строительная отрасль в ходе войны просто рухнула. В "больших" формах скульпторы также не работали - не было заказов. В городах люди искусства оказались без средств к существованию на фоне и без того повальной безработицы и голода! В Петрограде реально работавшим предприятием с продукцией (если кто не знает), поставляемой за рубеж с весомой прибылью, оставался лишь Императорский (потом - Государственный, потом Ленинградский им. Ломоносова) фарфоровый завод. Для многих художников он стал не просто спасительной соломинкой, а настоящим Ковчегом, в котором сохранились очаги русской культуры начала XX-го века.

Одним из учителей и, наверное, главным наставником талантливой Натальи Данько был скульптор Василий Васильевич Кузнецов (1881-1923). Он работал как декоратор-монументалист. В начале века многие здания снаружи обязательно украшали скульптурные композиции, барельефы и горельефы. На архитекторе лежала задача создать основную концепцию формы, а за "украшательные элементы" отвечали скульпторы-декораторы. К таковой работе он привлёк и Наталью - под его руководством совместно с другими скульпторами Наталья выполняет свою дебютную работу — декоративные фронтоны из цемента для дома-училища имени Петра I в Санктъ-Петербурге. В дальнейшем она занималась скульптурным украшением построек архитекторов В.А Щуко, И.А. Фомина - этих метров НЕОКЛАССИЦИЗМА, в будущем - одних из основоположников СТАЛИНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (СТАЛИНСКИЙ АМПИР) и других. Но в связи с войной, как уже было сказано, поле приложения творческих усилий художников сжимается, и в 1914-м году Наталья идёт работать на Императорский фарфоровый завод вслед за своим наставником, который возглавил скульптурную мастерскую завода. Она сразу же проявила себя выдающимся скульптором, и за несколько лет создала массу декоративных скульптур и композиций, которые и сейчас мечтают иметь в своих коллекциях лучшие музеи мира.

Опять-таки - почему на фарфоровое производство? Дело в том, что в 1911-м году заведующим художественной частью на Императорском фарфоровом заводе и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге был назначен "мирискуссник" Евгений Евгеньевич Лансере. В 1913-м за свои труды Лансере удостоился звания академика Императорской Академии художеств. Очень быстро завод стал своим для художников различных направлений, с ним сотрудничали в разные годы такие корифеи новых (для тех лет) направлений искусства, как Кандинский, Малевич, Суетин, Сомов, Чехонин, Щекатихина-Потоцкая, Кобылецкая, Ефимова и многие другие.

Рассмотрим скульптуры Натальи Данько первых до и послереволюционных лет...

С 1919-го года, когда В.В. Кузнецов с семьёй покинул Петроград, а Наталья Данько стала заведовать скульптурной мастерской завода, она не забыла о своём наставнике - выпускала новые и старые модели В. В. Кузнецова в массовое производство, и отправляла их на выставки. Вот примеры уже его творчества. Видно, что в творческом плане он оказал сильное влияние на свою ученицу. См. галерею ниже...

Очень ценятся среди коллекционеров статуэтки Данько в виде жанровых сценок и те, в коих чувствуется дух первых бурных послереволюционных лет.

Статуэтки Натальи Данько периода 1920-х-1930-х годов - это так называемый СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР и статуэтки "построенного в целом" периода социализма (СОЦРЕАЛИЗМ). Чем дальше в прошлое уходит эта эпоха, тем популярнее среди собирателей становятся её зримые артефакты. Сначала - 1920-е. См. галерею...

Двойной подсвечник.

Всё в том же стиле зрелого РУССКОГО МОДЕРНА. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Всё в том же стиле зрелого РУССКОГО МОДЕРНА. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Очень интересны вот такие фарфоровые флакончики для духов...

Опять чувствуется влияние Бакста, Лансере и пр. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Опять чувствуется влияние Бакста, Лансере и пр. Фото взято из свободного доступа в интернете.

...и вот такие двуликие фарфоровые трубки...

И опять в подсознании Данько просыпается РУССКИЙ МОДЕРН. Фото взято из свободного доступа в интернете.
И опять в подсознании Данько просыпается РУССКИЙ МОДЕРН. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Мимо статуэтки Анны Ахматовой невозможно просто так взять и пройти...

Ещё одна дань и преклонение перед СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ русской поэзии (да и искусства вообще)... Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё одна дань и преклонение перед СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ русской поэзии (да и искусства вообще)... Фото взято из свободного доступа в интернете.

Статуэтки 1930-х годов. Безусловно, отражают время.

1937 год - тяжёлый для страны, потрясённой масштабом репрессий и количеством внутренних врагов, был смягчён торжественным всенародным поклонением перед памятью великого русского поэта, одного из основоположников современного русского языка Александром Сергеевичем Пушкиным. В тот год отмечали скорбную дату - 100-летие его безвременной кончины. Все деятели искусства, все предприятия, так или иначе связанные с визуальным творчеством, не остались в стороне. В ЛФЗ, кроме воспроизводства (с небольшими упрощениями) известного бюста работы Витали, выпустили и статуэтки поэта. Не осталась в стороне и Наталья Данько, создавшая замечательную статуэтку-чернильницу, шедевр декоративного искусства, а также статуэтку "Пушкин на прогулке".

Неоднократно Наталья Яковлевна возвращалась к изделиям в форме человеческой головы. Вот примеры разных лет..

Известная история о том, как в Театре Комедии в Ленинграде весной 1938-го года состоялся премьерный показ пьесы У. Шекспира "Двенадцатая ночь". Сёстры Данько посмотрели забавный спектакль (не обязательно премьеру, и было это, скорее всего, уже в 1939-м году), что вдохновило их на создание целого цикла работ, как бы запечатлевающих особо яркие сцены и образы. Самое большое изумление было у артистов, когда сёстры пришли в театр, собрали труппу и показали актёрам свои работы. Это не было работой по заказу - всё, что они сделали, было порывом вдохновения. Они их сделали для себя. Формы статуэток создала Наталья, а расписывала Елена. Сейчас эти статуэтки знамениты на весь мир. Вот она - "ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА во всей красе! См. галерею ниже...

Елена Данько (1897 г.р.), в отличие от сестры, открыла в себе сначала художественный, а затем и литературный дар, пишет стихи и пьесы. С 1919-го по 1924-й работала на ГФЗ - расписывала изделия. Занимается изучением истории завода, работает в архивах, популяризирует детскую литературу, как художник занимается иллюстрациями к книгам.

Попытка эвакуации семьи Данько зимой 1942-го года из блокадного Ленинграда завершилась трагически. Сначала в пути скончались Елена Данько вместе со свой матерью, затем, уже в Ирбите Свердловской области от последствий блокады скончалась и Наталья Данько.

Предлагаю фото сестёр Натальи и Елены Данько, которые я нашёл в интернете...

Сегодня 9 мая. Слов обличения подонков из камарильи приближённых к Телу, посмевших установить в Санктъ-Петербурге летом 2016-го года памятную доску фашисту Маннергейму, построившему массу концлагерей по всей Карелии, куда людей отправляли исключительно по национальному признаку (русских), войска которого совместно с гитлеровцами в 1941-м году напали на СССР и устроили блокаду многомиллионному городу, у меня нет. Как и нет слов возмущения той выруси, кто почти два десятилетия клянётся в верности традиционным ценностям народа, уважении перед памятью павших, и одновременно заколачивает во время парада мавзолей Ленина! Все слова давно закончились.

Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал. Всего доброго!