Пишущий приветствует читающего!
Как и обещал в предыдущей статье, сегодня рассмотрим возможность использования комплексных мобильных программ-обучалок в качестве основного инструмента для повышения навыка аудирования.
Для начала введём термин - Основной Учебный Материал (ОУМ) - то есть учебный материал (текстовый, аудио/видео и проч.), обеспечивающий достижение поставленной учебной цели без использования дополнительных источников. Пример ОУМа в части грамматики английского языка, ИМХО, - "English Gramma in Use" by Raymond Mruphy.
Далее, в качестве программы-обучалки рассмотрим широко известную в узких кругах мобильную версию программы Puzzel English (PE). Почему её? Ну, во-первых, "их есть у меня", во-вторых, программа охватывает важнейшие аспекты изучения языка: чтение, аудирование, говорение и письменный перевод, в-третьих - неплохой балл от пользователей и в-четвёртых - это типичный представитель мобильных обучалок.
Сформулируем цель: можно ли, используя только РЕ, улучшить навык аудирования? Дотошный читающий сразу же спросит: "А что значит улучшить? Относительно чего? Каков критерий?". Ответ прост - субъективное восприятие. Вот слушал я, до РЕ, всякое-разное в ТыТрубе или компьютерных играх и как-то понимал, а теперь понимаю лучше? Насколько субъективно лучше? Это и будет критерий. Для кого-то это и не критерий вовсе, а для меня - самый что ни на есть важный и нужный, ибо жизненный.
Промежуток занятий: 17 января - 05 мая сего года.
Интенсивность занятий: - 1 час каждый день. Вот реально, каждый день по часу, в полном соответствии с аспектом №4.
Методика занятий: в строгом соответствии с рекомендациями РЕ при настройках, устанавливающих главным приоритетом аудирование.
Вердикт: субъективный уровень аудирования безусловно повысился, появилась некоторая "наслышенность", а так же несколько улучшилось общее понимание услышанного, но качественного скачка не произошло, и это за практически 4 месяца ежедневных занятий, что позволяет мне делать вывод о неэффективности использование Puzzel English в качестве ОУМа в части аудирования.
Пояснения к вердикту:
- Методический провал. В программе представлен качественный, разнообразный и прекрасно оформленный аудио/видео материал, но методика подачи околонулевая. То есть после совершенно формального указания вашего уровня владения языком, вы оказываетесь, по аналогии с компьютерными играми, в открытом языковом мире - иди куда хочешь, делай что хочешь. Конечно, есть некий "Личный план", основанный на ваших целях, но занятия не увязаны друг с другом. То есть нет единой стратегии, в соответствии которой, двигаясь из точки "А" в точку "В" ты получишь результат "С", и это корень проблемы.
- Формализация словаря. В программе предусмотрен блок изучения/повторения новых слов, которые вы добавляете в личный словарь по мере прохождения учебных материалов. И, в принципе, он неплох, но совершенно оторван не только от изучаемых текстов, но и от целого комплекса полезных игр, входящих состав РЕ. Таким образом, слова просто предлагаются к повторению через 1, 6, 30, 95 дней. Этакий слово-конь в сферическом вакууме. Совершенно бесполезная штука, как по мне.
- Загонка. Вы должны выполнить задания в рамках Личного плана в течение суток. Если нет - вы теряете 10 "пазликов", что обидно и об этом ниже, но главное - через сутки упражнения в Личном плане меняются на новые. То есть вас постоянно гонят вперёд. Естественно ни о каком вдумчивом, качественном изучении материала при таком подходе речи быть не может.
- Коза Грамматика. Есть такая коза по имени Грамматика, и прыгает она по Личному плану, сея сумятицу и растрачивая впустую драгоценное время обучающегося. А если серьёзно, то каждый день в моём Личном плане, "заточенном" на аудирование, появлялся русскоязычный грамматический ролик. При этом, преподаватели - прекрасны, объясняют нормально, но всё убивается, во-первых, оторванностью от реально пройденного материала, а во-вторых, формальностью практической проработки урока, ибо 15 предложений для любой грамматической темы это, простите, не работа. И главное - ролики Грамматики нельзя отменить, они могут только кончится, как у меня где-то в конце апреля. Жуть.
Склонен думать, что указанные выше причины резко уменьшаю эффективность использования Puzzel English в качестве ОУМа, однако ж, справедливости ради, считаю необходимым отметить неоспоримые достоинства, присущие РЕ:
- Разнообразный аудио/видео материал. Как в Греции - реально есть всё от речи президента США, до свинки Пеппы, от видеоуроков до отрывков из фильмов.
- Видеопазлы - насколько понимаю это "фишка" РЕ. Суть - вы сначала просматриваете видеоролик, а потом, прослушивая фразы, собираете их как пазл из отдельных слов и словосочетаний. Очень хорошее упражнение, нарабатывающее навык вычленения слов из потока речи.
- Интересные, неординарные игры: "Мастер фраз", "Данетка", "Багаж слов", "Наборщик". Первая - вообще ЯЗЬ в части аудирования, а последняя что-то вроде "Балды". Но вся эта прелесть совершенно оторвана от видеопазлов.
- Огромное количество всеразличных тестов, начиная от формальных, на уровень владения, заканчивая проверкой знаний фильмов Гая Ричи, например. Ня!
- Годное визуальное оформление, более-менее устойчивая работа.
- Живое сообщество.
- Мобильность - заниматься можно где удобно и когда удобно.
- И главное - возможность своим трудом заработать "пазлики" и приобрести на них дополнительные курсы, скидки и прочая, и прочая. Это действительно ценно, но заставляет "загоняться", выполняя Личный план, ибо 10 "пазликов" это 10 "пазликов", да.
По сухому остатку скажу так - ещё раз на практике убедился, что для самостоятельного обучения нет ничего лучше и эффективнее методичной, регулярной и спокойной работы с хорошим самоучителем по классической методике, построенной вокруг учебных текстов, завязанных в единую логическую цепочку, а приложения для мобильного телефона и/или компьютера, на данный момент, по большей части играют вспомогательную роль.
Кстати, я заработал 2500 пазликов и в ближайшее время приобрету так называемый "Метод Тичера" по словам разработчиков обеспечивающий "структурированное и стандартизированное изучение английского языка".
Вот и проверю что да как, а потом обязательно напишу.
Ваш доброжелатель,