Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Т-26 — Самый массовый танк Красной армии до начала ВОВ, который мы скопировали у британцев

Сегодня нас ждёт очередной интересный экспонат московского «Музея Победы» на Поклонной горе.

Речь пойдёт о самом многочисленном танке Красной и финской Армий к началу Великой Отечественной войны. Он же был вторым советским танком по количеству выпущенных после Т-34 в 1930-х и 1940-х годах.

Знакомьтесь, Т-26, принятый на вооружение в 1931 году.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К началу 1930-х годов парк Красной Армии состоял в основном из танков Т-18, который к тому времени уже считались устаревшими.

Стране нужен был новый танк, но разработка с нуля стоила бы очень дорого и заняла бы слишком много времени, поэтому было решено закупить небольшую партию британских танков Vickers Mk E (у нас он стал известен как В-26 или Виккерс-26) с документацией и лицензией на производство.

Британские танки купили в двухбашенном исполнении. После испытаний (которые, кстати, проходили именно на Поклонной горе) их запустили в серийное производство практически в неизменном виде.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Из-за отсутствия альтернатив, производством Т-26 занялся ленинградский завод «Большевик», на котором раньше производили Т-18.

Конструкция советского Т-26 в точности повторяла британский оригинал, отличаясь лишь вооружением, состоявшим из 37-мм пушки ПС-1 в правой башне и 7,62-мм пулемёта ДТ-29 в левой.

Но несмотря на кажущуюся простоту конструкции, его производственные процессы требовали более сложных технологий.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В частности, это относилось к 91-сильному двигателю, поэтому первое время брак во время производства моторов достигал 65%.

Производство корпусов для танков было организовано на Ижорском заводе, который также столкнулся с рядом сложностей при изготовлении 13-мм бронелистов. Поэтому на ряде ранних танков Т-26 их заменили на 10-мм.

Изготовление первой серийной партии из 15 танков началось в августе 1931 года.

Они отличались от предсерийных образцов башнями увеличенной высоты со смотровыми лючком и щелями в верхней части, более приспособленными для производства на доступном оборудовании.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первые годы производства танки Т-26 имели огромное количество проблем, связанных с некачественным производственным процессом и сложностью конструкции для советских заводов.

Армии буквально навязывали нерабочие танки (некоторые даже не имели вооружения), но ситуация начала постепенно меняться после 1932 года, когда Комиссия обороны разрешила заводу вносить изменения в конструкцию.

Еще в конце 1931 года двигатель перенесли ближе к корме танка, чтобы обеспечить чуть лучшие условия его работы, а с начала 1932 года появились новые топливный и масляный баки.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Изначально корпуса полностью собирались на болтах и винтах, но позже стали постепенно вводить сварку.

При этом параллельно могли выпускать цельноклёпанные, цельносварные и комбинированные бронекорпуса и башни.

Бывало и так, что на на один танк устанавливалась и цельносварная и цельноклёпанная башни.

Одновременно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки Гочкиса (или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС») в правой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1933 году был разработан однобашенный вариант танка Т-26. И хотя еще около года оба варианта выпускались параллельно, в конечном счёте однобашенный вариант полностью вытеснил двухбашенный.

Выставленный в «Музее Победы» экземпляр был изготовлен в 1931 году и относится к одной из первых партий.

Он вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29. Этот танк из состава 115-й стрелковой дивизии со строевым номером 351 был подбит в сентябре 1941 года и затонул в реке Нева при форсировании в бою в районе поселка Невская Дубровка.

Он был обнаружен и поднят со дна реки в 1989 году сотрудниками поискового клуба «Катран».

В феврале 1998 года по распоряжению Главкома Сухопутных войск танк был передан в Музей Победы.

Т-26 с клёпаным корпусом и башнями и пулемётно-пушечным вооружением
Т-26 с клёпаным корпусом и башнями и пулемётно-пушечным вооружением

Т-26 стоял на вооружении не только Красной Армии, но и Испании (281 танк в однобашенной версии), Финляндии (126 трофейных танков), Китайской Республики, Турции, Германии и ряда других стран.

Ранние двухбашенные экземпляры, в настоящее время, можно увидеть на Поклонной горе, в Верхней Пышме и в Падиково.