Найти тему
Петр Власов

Конский состав Наполеоновской армии (3). Породы лошадей артиллерии. Масти лошадей

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Артиллерия уже в наполеоновскую эпоху превращалась в «бога войны»: ее развитие все сильнее влияло на исход сражений, и от наличия или отсутствия на поле боя требуемого количества орудий зачастую напрямую зависела победа. Наполеон, как профессиональный артиллерист, отлично осознавал необходимость для артиллерии хорошей конной тяги. Ведь качества имеющихся в артиллерийских частях лошадей определяли, поспеют ли орудия за быстро двигающейся армией, или безнадежно отстанут. Поэтому Бонапарт всячески стремился заменить во французской артиллерии конфискованных у крестьянства низкорослых неторопливых рабочих лошадок на сильных тягловых коней, способных вовремя доставить на поле боя тяжелые крупнокалиберные орудия. И восстановленные Наполеоном конные заводы работали не только над разведением лошадей для кавалерии; он трудились так же и над созданием мощных тяжеловозов для артиллерии и обозной службы.

Першероны

-2

Першеронская порода была выведена в наполеоновскую эпоху во Франции, в провинции Ла Перш. Порода создавалась путем прилития крови лошадей восточных пород (в основном арабской) к местной древней упряжной лошади тяжелого западного типа. Причем сделано это было по специальному распоряжению самого Наполеона, отданному в письменном виде в 1803 году – так высока была потребность французской армии в выносливых тяжеловозах, способных перевозить орудия на большие расстояния.

Родоначальником новой породы стал жеребец Жан ле Блан, внук арабского жеребца Галлиполи. Дальнейшей типизации породы способствовали восточные жеребцы с конских выставок, которые устраивались с 1806 года. Во время наполеоновских войн першеронов использовали как тягловых лошадей в артиллерии и в обозах. Впоследствии этих лошадей использовали в почтовых дилижансах и омнибусах городского транспорта, где требовались энергичные, сильные и выносливые лошади с хорошими аллюрами. А с развитием железнодорожного и автомобильного транспорта (с середины XIX века), основным назначением першеронов стала работа в сельском хозяйстве, которому требовалась спокойная, крупная и массивная лошадь.

Высота першерона в холке - до 175 см; типичная масть — серая, но встречается и вороная. Першероны предназначены для работ, требующих особой силы и выносливости.

Арденская порода лошадей

-3

Эта порода сформировалась много веков назад на территории Арденских гор, на границе трех современных государств - Франции, Бельгии и Люксембурга. Ардены упоминаются еще в мемуарах Цезаря, он хвалит их как выносливых и сильных лошадей. Арденские лошади - тяжеловозные, массивные и сильные; веками они использовались в сельском хозяйстве, а в военное время применялись для перевозки техники и орудий. Естественно, что такие «артиллерийские» лошади не могли не заинтересовать бывшего артиллериста Наполеона Бонапарта; при организации конезаводов император для улучшения породы повелел скрестить арденских кобыл с арабскими скакунами. Получившееся потомство отличалось большей мощью и выдержкой; эти лошади широко и успешно применялись в наполеоновских войнах, в том числе и в войне с Россией в 1812 году.

Ардены являются среднерослыми лошадьми массивного телосложения (высота в холке около 160-162 см). У них крупная голова с прямым профилем и широким лбом, глаза большие и выразительные, шея изогнутая и мускулистая, спина короткая, но широкая, обвислый, слегка раздвоенный круп и короткие, сильные, средне обросшие ноги. Масть, как правило, рыжая, гнедая, серая или буланая, реже встречаются темно-гнедые и светло-рыжие ардены. Характер у арденов спокойный, уравновешенный, они чрезвычайно трудоспособны и хорошо справляются с работой в труднопроходимых и горных местах.

Булонская порода

-4

Булонская лошадь - один из самых элегантных тяжеловозов. Порода ведет свое происхождение со времен античного Рима. Родиной булонца, как и першерона, является северо-западная Франция. Здесь, на побережье Па-де-Кале, данную породу разводили задолго до христианского периода; при этом в булонцев неоднократно вливалась кровь арабов. Это делали еще в античности римские легионеры, которые, готовясь к вторжению в Британию, привезли с собой в северо-западную Галлию восточных лошадей. В эпоху Ренессанса Фландрия была оккупирована испанскими рыцарями; их арабские и андалузские жеребцы так же дали прилив новой крови булонцам. Кроме того, еще в 14-м веке булонской лошади была прилита кровь мекленбургского коня из Германии. Это было сделано с целью выведения мощной лошади, способной нести рыцарей с их тяжелым вооружением. В результате этих скрещиваний булонская лошадь приобрела два типа: большой тяжелый тип (155-170 см в холке) годится для работы в поле, а меньший тип (150-155 см в холке), очень подходит для работы на маленьких фермах и перевозкам в легкой упряжи. Этот малый тип получил прозвище mareyeur (торговец рыбой) – во Франции его долго использовали для быстрой перевозки рыбы из Булони в Париж; благодаря своей резвой, энергичной и устойчивой рыси булонцы преодолевали это расстояние менее чем за 24 часа.

Французская артиллерийская упряжка наполеоновской эпохи
Французская артиллерийская упряжка наполеоновской эпохи

Несмотря на мощь и значительный размер, черты булонца хранят на себе влияние арабских предков. Это проявляется, прежде всего в легкой сухой голове с выразительными глазами и в его прекрасном характере. Булонец славится своей энергичностью и выдержкой, а также способностью поддерживать высокую скорость на больших расстояниях. Он способен так быстро развивать скорость, что его часто использовали как экипажную лошадь. Благодаря всем этим качествам булонца часто использовали для улучшения других тяжеловозных пород. Булонца от других пород отличают элегантная голова с ровным профилем, широким лбом и большими, ясными, выразительными глазами. У него сильные челюсти, маленькие подвижные уши, выразительные ноздри с маленькими губами; мощная мускулистая шея с густой короткой гривой и мускулистое плечо с выразительной холкой; широкая ровная спина; глубокая грудь и округлые ребра; округлый мускулистый круп с высоко насаженным густым хвостом; сильные мускулистые ноги. В булонской породе наиболее распространены все оттенки серой масти, хотя в наполеоновскую эпоху встречались вороная, темно-гнедая и рыжая масти.

О мастях лошадей во французских кавалерийских полках

-6

Хотя многие любители наполеоновской эпохи уверены, что уж в те-то времена регламенты и предписания свято соблюдались, лично я убежден, что на самом деле все обстояло не столь уж радужно. Массовость Великой Армии Наполеона, ее разбросанность по огромным территориям, а к концу войн и недостаток ресурсов затрудняли снабжение войск и восполнение потерь. То же касается и конного состава, особенно в период поражений. К сожалению, мне неизвестно, существовала ли во французской армейской кавалерии регламентация, определявшая, какой полк должен ездить на лошадях какой масти, но даже если такой документ и существовал, он вряд ли был выполним при огромных потерях конного состава, когда для восполнения утерянного поголовья кавалеристы готовы были «поставить под ружье» любую найденную ими крестьянскую «савраску». Офицеры же вообще даже в лучшие времена были вольны самостоятельно выбирать и покупать для себя лошадей, и если лошадь была хороша по статям и скаковым качествам, вряд ли ее масть была определяющим фактором при покупке.

Таким образом, более-менее уверенно о регламентации мастей лошадей по полкам можно говорить только в отношении гвардейских частей, которые всегда снабжались в первую очередь, и получали как самое лучшее оснащение, так и самых лучших лошадей. Точно известно, что трубачи как гвардейских, так и армейских кавалерийских частей должны были выделяться из общей массы серой мастью своих коней (насколько это соблюдалось в военных походах, я утверждать не берусь). Так же известно, что конные гренадеры Императорской гвардии ездили на вороных лошадях; конные егеря Императорской гвардии – на гнедых или рыжих лошадях, входившие в состав их полка мамелюки – на таких же лошадях (вопреки общепринятому мнению, арабских скакунов у них не было – просто негде было взять). Гвардейские драгуны при формировании этой части получили вороных лошадей, но вскоре пересели на рыжих. Лошади элитарной жандармерии Императорской гвардии были вороными. Поначалу на вороных лошадях ездили и конные карабинеры, считавшиеся элитой армейской кавалерии, однако после кардинального изменения их формы одежды в 1809 году карабинеры пересели на гнедых лошадей.

Конский состав Наполеоновской армии (1). Состояние кавалерии

Конский состав Наполеоновской армии (2). Породы кавалерийских лошадей

Другие статьи моего канала о лошадях в военной истории:

Кони российской кавалерии: XV-XVIII века

Кони российской кавалерии: конец XVIII – начало ХХ века

Арабские скакуны Наполеона Бонапарта

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.