Привет! Недавно я взяла один фриланс и, пока знакомилась со всеми нужными для работы материалами, задумалась над словами заказчицы. Она сказала: «У нас есть копирайтер, но она пишет так скучно. Я хочу по-другому». И я решила взяться за это «по-другому». Делюсь своими инсайтами и правилами.
Представьте, что вы берётесь за новый проект, для которого вам нужно делать контент. С чего вы начнёте свою работу? Мои внимательные читатели сразу скажут, что с анализа целевой аудитории. Если вы не знаете, как её анализировать, советую прочитать этот пост в моём блоге.
Допустим, что с этой задачей вы справились, и даже конкурентов проанализировали — вообще молодцы! Но всё равно страшно подступиться к задаче. Чего-то не хватает, верно?
Много раз замечала на своём опыте, что проектам/брендам/компаниям не хватает своего чёткого голоса. Тональности или Tone of Voice (TOV). О том, что такое тональность бренда я писала здесь. Часто копирайтеры пропускают этот этап, хотя он крайне важен для чистоты и понятности вашей коммуникации с клиентом/подписчиком.
И мне хочется сделать отдельную ремарку. TOV — это не только про то, как вы здороваетесь и прощаетесь с подписчиком/клиентом, как обращаетесь (на ты или вы). Это про то, как вы с ним разговариваете в целом. Вы шутите про религию? А про политику? Можете позволить себе резкие высказывания? Общаетесь строго канцеляритом или более человечно, стараясь быть максимально понятным? У вас назидательный тон или скорее дружеский?
Хорошо прописанный TOV — залог понятной и честной коммуникации.
Едем дальше. Вот у нас и анализ ЦА есть, и конкуренты, и TOV мы прописали, а что дальше? Как заставить людей читать ваши тексты?
Самое важное правило копирайтера: помните, что по ту сторону экрана вас читает живой человек. И этот человек должен понять ваш текст, почувствовать эмоции от него.
Кстати, вы можете взять за цель разозлить человека — это тоже работает.
Есть большая разница между текстом, написанным для заказчика, и текстом, написанным для читателя.
В первом случае текст обычно очень сухой, обезличенный и скучный с первого предложения. Его не хочется даже открывать кнопкой «подробнее», не то что дочитывать. Очень часто в этом тексте сплошные ключевики, нудное вступление и литры воды. Эти литры — попытка копирайтера добить текст до нужного количества знаков.
Например, вы ищете рецепты из картошки. Кликаете на первую ссылку, а там: «Картошка или картофель — это корнеплод, который впервые был...» и бла-бла-бла. Проблема в том, что вам вообще всё равно, кто и где открыл картошку, кто её привёз в Россию. Вам нужны рецепты, потому что с огорода вы привезли мешок картошки, который сгниёт, если вы её не съедите.
А если ваш текст для читателя, то в лиде вы напишете: «Собрали рецепты с картошкой: горячие блюда, салаты, гарниры. С ними можно есть картошку всю неделю, а всё равно не надоест». И дальше действительно просто рецепты блюд с картофелем.
Человек, который читает ваш текст, находится в определённом контексте. Помните об этом и всегда старайтесь учесть обстоятельства читателя.
Давайте на примерах. Это может быть уставшая мама. Она только что уложила ребёнка спать и ужасно голодная. И теперь в 11 вечера ищет быстрые рецепты ужина, чтобы поесть и не запачкать пол кухни. Просто у неё нет сил потом убираться.
Это может быть менеджер, которому нужно просто найти ответ на вопрос начальника, и у него есть на это всего 5 минут — до совещания.
Это может быть школьник, который пишет эссе для учителя, который его бесит. А уроки с теорией он прогуливал, потому что в 17 лет есть дела и поважнее. Понимаете?
Все эти люди будут читать тексты в разных местах и с разными целями. Они будут по-разному воспринимать информацию и пользоваться ею.
Не громоздите предложения, которые будут содержать в себе столько слов, что, возможно, только герой и классик русской литературы Лев Николаевич Толстой захочет посоревноваться с вами в искусстве и навыке владения словом и великим русским языком, а ваш читатель по итогу ничего не поймёт.
Надеюсь, тут всё понятно. Писать такие предложения очень легко, а читать — нет. Там, где у вас пауза, поставьте точку. Поверьте, построить многоэтажку из слов вы успеете всегда. А вот сократить и не потерять смысл — это настоящее искусство.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации. Поставьте статье лайк, если пост понравился и был полезен.
До встречи!
#копирайтинг #правила копирайтинга #как писать тексты #как писать статьи #как писать посты #контент #контент-маркетинг #контент маркетинг #правила хорошего текста #копирайтер