Найти тему
СТС

Кощей и Коловрат: герои русского фольклора

Сегодня в 19:15 и 21:00 СТС покажет две премьеры, основанные на русских сказках и былинах — мультфильм «Кощей. Начало» и фильм «Легенда о Коловрате». Познакомимся с героями поближе?

Тенденция создавать предысторию отрицательных персонажей, которая показывает их «превращение» из хороших в плохих, добралась и до российской мультипликации — в 2021 году в рамках киновселенной мультсериала «Сказочный патруль» был создан полный метр «Кощей. Начало».

О подвигах и приключениях, любви и тайне бессмертия молодого, харизматичного, брутального героя на мотоцикле, ты узнаешь, когда посмотришь мультфильм, а пока давай выясним, что нам известно о главном злодее русских сказок из традиционных источников.

Происхождение имени
Если с «бессмертным» всё понятно, то слово «кощей» вызывает вопросы. Есть два варианта происхождения имени злодея:

  • от глагола «кастить» — вредить, пакостить
  • от существительного «кощь» — худой, скелетообразный человек

Также в берестяных новгородских грамотах XII века встречалось личное имя Кошькей.

Возникновение персонажа
Персонаж с именем «Кащей» встречается в наших сказках только с XIII века, а до этого его «функцию» исполнял Карачун — злой дух, божество подземного мира, повелитель мороза и мрака. Он, как позднее и Кощей, похищал девушек и уводил их в своё царство. Такой сюжет был связан с народным пониманием смены времён года, где злодей олицетворял холод и зиму, а пленницы — тепло и лето.

(В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный»)
(В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный»)

От океана к игле: символизм в смерти Кощея

Вот всем известное описание смерти Кощея: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — игла, смерть Кощея».

Исследователи славянской культуры расшифровывают это так:

  • смерть находится в самом центре жизни  — яйцо символизировало у славян начало всего живого и изначальную модель Вселенной;
  • дуб — это «мировое дерево» из славянской мифологии, объединяющее все сферы мироздания, где ветви — это небеса, ствол — земной мир, а корни — преисподняя;
  • смерть охраняют основные стихии — вода (море-океан) и земля (остров), а также представители животного мира (заяц и утка), что имело большое значение для славян в рамках их языческого мировоззрения;
  • игла в народной культуре — это и предмет-оберег, и орудие порчи. К тому же на Руси был способ обезопасить себя от ходячих мертвецов (а ведь Кощей как раз такой, он находится между этим и тем светом) — нужно было разрыть могилу, найти определённую косточку и сломать. В таком случае мертвец умирал окончательно, что мы и наблюдаем в конце каждой сказки с участием Кощея, где игла (а как мы знаем, раньше иглы были не металлические, а костяные) как раз и выполняла роль той самой косточки.
(И.Я. Билибин «Кощей Бессмертный»)
(И.Я. Билибин «Кощей Бессмертный»)

В фольклоре злодею помимо Ивана-царевича часто противостоят богатыри, например, Дубыня, Горыня и Усыня. Однако помимо сказочных героев, были ещё и былинные — реально существующие люди, чья жизнь обрасла мифами и легендами.

Главные русские богатыри

Традиционно принято делить богатырей на старших и младших.

К старшим относятся:

  • Вольга Святославович — сын княжны и змея, обладал способностью к превращению в разных животных;
  • Святогор — великан, которого даже земля не могла выдержать;
  • Микула Селянинович — могучий землепашец.

Три самых известных младших богатыря:

  • Илья Муромец — простой мужик, первые 33 года жизни не встававший с печи из-за проблем с ногами; победил Соловея-разбойника;
  • Добрыня Никитич — человек из знати, любимец женщин; победил Змея Горыныча;
  • Алёша Попович — молодой и хитрый, победил Тугарина-змея
(В.М. Васнецов «Три богатыря»)
(В.М. Васнецов «Три богатыря»)

Однако помимо былинных героев, на Руси были простые воины, ставшие легендарными благодаря своим подвигам. Один из таких — Евпатий Коловрат, участвовавший в боях против татаро-монгольского ига в XIII веке.

Коротко о главном

Будущий витязь родился в селе Фролово Рязанской области, отличался огромной физической силой, был опытным воином и начальником войска местного князя Юрия. Когда началось вторжение Батыя на Русь, князь отправил Евпатия в качестве посла в Чернигов за помощью. Вернувшись в Рязань, он обнаружил, что город разрушен и сожжён. Тогда Коловрат во главе отряда из 1700 человек принял решение преследовать татаро-монголов. Атаковав врагов, русские воины сражались так неистово, что войско Батыя верило, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.

За кого мстил Евпатий, как проходило сражение и чем оно закончилось?

Все ответы ты получишь, посмотрев фильм «Легенда о Коловрате» сегодня, 8 мая, в 21:00! И не забудь про мультфильм «Кощей. Начало» в 19:15!