ДЖУЛИ И ДЖУЛИЯ: СЧАСТЬЕ ПО РЕЦЕПТУ
Сегодня о фильме «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» в основу которого легли две гастрономические книги: мемуары Джулии Чайлд «Моя жизнь во Франции» и кулинарных заметок Джули Пауэлл, секретарши, которая готовила по рецептАМ первой Джулии. Обе книги описывают две реальные женские судьбы, две истории, две параллельные прямые, которые по закону искусства пересеклись в одной точке – в комедийной мелодраме Норы Эфрон, у кухонного стола…
Читать и смотреть обязательно!
Киносценарий «Джули и Джулия» составлен по известному типу «матрешки»: один мир вложен в другой, а тот, в свою очередь, заключен в иную оболочку. Сидя в кресле, зритель комфортно путешествует во времени и имеет возможность сравнивать величины создаваемых образов и оценивать самоотверженную страсть к кулинарии, ради которой «отчаянные домохозяйки» ни живота не пожалеют, «ни мужа, ни котика».
В фильме можно наблюдать, как представитель «офисного планктона», оператор колл-центра Джули Пауэлл (Эми Адамс), задыхаясь от тоскливой работы, бунтует и устраивает бурю в стакане: решает за один год воспроизвести 524 рецепта знаменитой поваренной книги «Как овладеть искусством французской кухни». При этом, не забывая подробно описывать все достижения и неудачи на собственном, кулинарном интернет-блоге «Джули и Джулия: 365 дней, 524 рецепта и кухня в крошечной квартирке».
По сценарию, источником ее вдохновения становится Джулия Чайлд (роль Мерил Стрип) — жена американского атташе (Стэнли Туччи), которая пытается развеять скуку в послевоенном Париже. Эта энергичная женщина перепробовала множество занятий, пока не решила, что больше всего на свете она любит… поесть, и – отправляется на престижные кулинарные курсы «Кордон Блё» (Le Cordon Bleu) в Париже. Собственно, в результате этой истории, через много лет в мире и появилась главная американская книга рецептов французской кухни, да и сам феномен Джулии Чайлд, этого кулинарного Колумба в юбке, открывшего для американских домохозяек французскую кухню, с ее волнующим миром паштетов, соусов, рагу и пр.
В кино, как и положено, все приукрашено: настоящая мисс Чайлд была под два метра ростом, с крупными чертами лица и больше походила на грубоватого гренадера, чем на ту общительную душку, какой изображает ее на экране Мерил Стрип. (Кстати, операторам и костюмерам приходилось всячески изощряться, что бы она казалась повыше и покрупнее, что весьма симпатично получилось.) Да и крепкие выражения Чайлд были весьма далеки от дипломатических.
«Эта чертова штука горячей стоячего члена» — запросто могла выкрикнуть настоящая Джулия, случись ей обжечь пальцы о сковородку.
Комедия «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» несомненно относится к категории «culinary cinema».
Фильм смыслово и визуально перегружен кулинарной тематикой, поэтому голливудская мелодрама займет свое место на полочке, не смотря на ее откровенный мейнстрим. Но ведь против тренда не попрешь: кинопродюссеры, имеющие особый нюх на конъюнктуру, все чаще эксплуатируют жанр «кулинарного кино». В мире глобализма это быстро становится интернациональным и мультижанровым явлением: от Франции и Англии до Китая, от комедии и драмы до анимации. Уже и 3D-анимации: припомните забавный проект студии «Pixar» — полнометражный мультфильм «Рататуй», о парижском крысеныше, мечтающем стать шеф-поваром…
О, времена! О, вкусы! А ведь всего лет 40 назад этот «жанр» считался низкопробным и использовался кинематографом в основном для сатиры или иронии. Примерами подобного отношения можно считать скандальный фильм Марко Феррери «Большая жратва» (1973) или ироничную комедию «Крылышко или ножка»(1976) режиссера Клода Зиди. В этой, с виду легкомысленной комедии, путеводитель по ресторанам «Дюшмен», каламбуря, он проецировал на ресторанный рейтинг «Мишлен». Уже тогда француз Зиди пророчески начал высмеивать поклонение будущему идолу, зарождавшемуся в культуре общепита.
#фильм #гастроном #вкус #вкусжизни #кулинар