В марте 1969 года в СССР была создана сверхсекретная школа, до недавнего времени не известная даже спецслужбам. Кузница кадров для самого уникального в мире спецподразделения называется КУОС - курсы подготовки офицеров КГБ СССР. В конспирологических целях она называется в/ч 93526 или просто спецкурсы КГБ.
С конца 1969 года из республиканских управлений КГБ в Балашиху Московской области стали прибывать лучшие оперативники: физически здоровые, свободно владеющие иностранными языками и имеющие опыт разведывательной работы.
Опытные инструкторы превращают обучение в настоящее испытание.
«Чтобы человек закалился, его нужно поместить в экстремальные условия. Участникам курсов приходилось пересекать бездорожную местность, преодолевать снег, ползать на коленях, ползать. И я понимал, что если они этого не сделали, то им не дадут возможности работать дальше», — сказал Анатолий Набоков, офицер запаса, ветеран КГБ, преподаватель КУОС.
"Бросили тебя где-то в лесу и за два часа ты должен был пробежать 20 км среди ночи. В полном боевом снаряжении, в дороге, т.е. ты должен был встречаться с разными людьми, получать от них сообщения, а потом находить путь к месту назначения, Если опоздаешь на полчаса, придется бежать еще 10 км — машина тебя уже где-то ждет», — вспоминает выпускник КУОС полковник КГБ Александр Карелин.
Неслучайно программы разведки, минно-диверсионные и диверсионные программы составлены лучшими специалистами в соответствующих областях. Это деятельность на пределе физических и умственных возможностей. «Вы должны добиться успеха, вы должны сделать все, причём сделать это на самом высоком уровне», — сказал Игорь Гиоргадзе, министр безопасности Грузии (1993–1995).
Время от времени группа получает экстраординарную информацию по радиостанции. Например, что в их отряде есть раненый, роль которого играет 70-килограммовая кукла, манекен.
«Если ты плохо двигаешься, ты устаешь. А если ты получаешь травму, то нагрузка еще больше. Потому что это фактически замедляет движение всей группы. Как только мы приходим, все начинают пинать куклу, чтобы снять напряжение", - поясняет полковник КГБ СССР, начальник УМК (1983-1993) Сергей Голов.
Студентов учат одному из основных правил спецназа: чем дальше они уходят, тем бдольше им придется возвращаться. Если повезет - живыми-здоровыми, если нет - мертвыми. Но все должны вернуться. Дело в том, что работа разведывательно-диверсионных групп должна проходить незаметно, не оставляя следов. Идеальный вариант, чтобы результаты операции выглядели как совпадение или случайность. Любая зацепка, а тем более похороненный боец, может иметь непредсказуемые последствия — от ликвидации группы и провала операции до объявления войны.