Чем ближе 9 мая, тем больше проходит традиционных и ярких мероприятий «к этой дате». И речь не только о репетиции парада с маршами, духовым оркестром, знаменами, погонами и проносящимися над площадью истребителями. 7 мая 2022 года в Ростове-на-Дону главным железнодорожным событием стало прибытие ретро-поезда «Победа», в составе которого паровоз и вагоны — участники Великой Отечественной войны.
Прибывший в Ростов ретро-поезд состоял из паровоза Эр739-99, платформы с танком Т-70, платформы с легендарным грузовиком «Полуторкой», вагона-теплушки и вагона-салона. Расскажу о каждом из этих элементов.
1. Паровоз Эр739-99
Этот локомотив построили в далеком 1935 году на Брянском заводе. Литера «Эр» означает, что перед нами паровоз серии Э, реконструированный. Эр739-99 относится к советским грузовым паровозам типа 0-5-0. Технические характеристики локомотива Эр вполне приличные: скорость — до 65 км/ч, длина — 11,9 м, вес — 81,2-85,6 тонн, мощность от 920 л. с. до 1300 л. с. (в зависимости от модификации), давление пара в котле — 12-14 кгс/см².
По словам сотрудников Ростовского музея Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), с 1941 года Эр739-99 в составе спецформирований НКПС СССР в колонне паровозов особого резерва №38 трудился в прифронтовой зоне во время Сталинградской битвы. Подробнее о паровозе можно узнать из моей статьи Паровоз «с пробитым сердцем».
2. Платформа с танком Т-70
Советский легкий танк Т-70 называют также «Оружием Победы». Его разработали осенью 1941 года специалисты Горьковского автозавода. В январе 1942-го Т-70 приняли на вооружение Красной Армии, танк выпускали нескольких машиностроительных заводов страны. Начиная с лета 1942 года Т-70 активно участвовали в боях.
Апогеем стала танковая битва на Курской дуге. Затем эти боевые машины стали исчезать из частей Красной Армии. Однако некоторые экземпляры использовались до конца Великой Отечественной войны. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года. Всего выпустили 8231 единицу. По количеству «экземпляров» Т-70 стал в нашей армии вторым типом танков в период 1941—1945 годы. Вскоре после войны Т-70 сняли с вооружения армии СССР. До наших дней сохранились десятки таких танков. Их можно увидеть в музеях и на постаментах в различных городах России и СНГ.
3. Платформа с «Полуторкой»
Этот автомобиль — постоянный «участник» ретро-поезда «Победа» и различных парадов. Например, в сентябре 2021 года «Полуторку» можно было видеть на параде паровозов у станции Минеральные Воды. Из открытых источников известно, что первая «Полуторка» сошла с конвейера Нижегородского автозавода в январе1932 года, то есть — 90 лет назад.
Свое народное прозвище машина получила из-за грузоподъемности — полторы тонны. Официально же грузовик назвали НАЗ-АА (когда Нижний Новгород стал городом Горьким, НАЗ-АА стал ГАЗом). Почему такие литеры? Дело в том, что первый советский крупносерийный грузовик представлял собой «Форд-АА» образца 1929 года. В 1930-м машина получила уже спроектированный в СССР бортовой кузов. А спустя четыре года «Полуторка» была уже с металлической кабиной и дерматиновой крышей(до этого их делали из дерева и прессованного картона). Великую Отечественную «полуторка» вывезла на своих колесах. Кстати, летом 1943-го, из-за нехватки материалов, этот грузовик сильно упростили: комплектовали лишь левой фарой, только задними тормозами и задним откидным бортом.
4. Вагон-теплушка
В музее СКЖД есть несколько вагонов-теплушек периода Великой Отечественной войны с интерьером. Там можно увидеть и места для перевозки солдат, и знаменитые печи-"буржуйки".
Эти экспонаты дают представление о солдатском быте. О том, как воины размещались во время переброски их по железной дороге из одной «точки» до другой. В частности, в теплушках бойцов перевозили к линии фронта, откуда они сразу уходили в бой. Поэтому совершено логично, что такой вагон есть в этом ретро-составе.
5. Вагон-салон
По информации с сайта otzovik.com, четырехосный пассажирский вагон-салон СКВ-7 построил в 1934 году в Новороссийских мастерских специально для штаба Северо-Кавказского военного штаба. Длина вагона — 18 метров, ширина — более 3,2 метра, высота превышает 4,3 метра. Вагон рассчитан на перевозку только трех человек. Использовался до 1998 года. Последним местом эксплуатации была станция Кавказская в Краснодарском крае.
По рассказам посетителей музея СКЖД, которым посчастливилось заглянуть во внутренний мир «салона», вагон предназначался для начальства и отличается достойной отделкой.
«Внутренняя отделка деревом, посеребренные светильники, мягкие диваны, зеркала, — писал в 2013 году в своем блоге автор станицы в ЖЖ rostov-don.livejournal.com. — Последними в этом вагоне ездили начальники штаба СКВО. Это штабной вагон, использовавшийся в военное время для проезда начальства. Первое помещение — кухня с печкой, мойкой, окошком для подачи еды. Далее купе проводников укомплектованное отдельным туалетом, мягкими койками и необходимым оборудованием. А далее располагалось купе самого начальника: отдельный туалет и душ, в купе стол, шкаф, мягкий диван. Следующей комнатой был кабинет начальника с большим столом, за которым мог собирать подчиненных и вести общее совещание».
В общей сложности 7 мая перрон с историческим составом на вокзале «Ростов-главный» посетили 13 тысяч человек. Они посмотрели театрализованное представление и могли побывать в теплушке, подняться в будку машиниста, осмотреть машину-полуторку и танк.
В СКЖД рассказали, что первый ретро-поезд пошел по стальной магистрали 12 лет назад — в мае 2010-года. С тех пор каждый год состав курсирует в преддверии Дня Победы.
В 2022 году за две с половиной недели поезд преодолел 1850 км, сделал10 остановок с концертами в Махачкале, Нальчике, Назрани, Владикавказе, Минводах, Черкесске, Майкопе, Новороссийске, Каменске-Шахтинском и Ростове-на-Дону. Затем поезд «Победа» отправился на станцию Гниловская, где находится экспозиционная площадка музея СКЖД.
На этом пока все. Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Пишите комментарии.
До скорых встреч!
#паровоз #ссср #победа #ретро-поезд #война #музей #железная дорога