В шлифовании важна первичная риска, ее форма и глубина. Глубина риски - это критерий качества обрабатываемой поверхности. Измеряется она в мкм (тысячные доли мм) и показывает, насколько профиль поверхности отклоняется от идеального.
Глубина риски зависит от размера зерен шлифовального материала и плотности его размещения. Также на нее влияет ход эксцентрика шлифовальной машины. А на форму риски влияют следы, которые абразив оставляет на разных поверхностях. Эти следы и должны заполнить наносимые материалы.
Заполнение должно быть полным, без полостей при соприкосновении с подложкой. Причем легче заполнить “клин”, который оставляет минерал на шпатлевке, чем проникнуть в образовавшиеся на металле заусенцы.
Было определено, что для того, чтобы материалы точно проникли в такую риску, необходимо приложить давление в 4 тонны на квадратный сантиметр. Понятно, что создать такое давление невозможно не то что в автомастерской, но даже на заводе. Но поскольку по-другому увеличить механическую адгезин нельзя, риску все равно необходимо создавать.
Тут и приходит на помощь разработанная и известная всем градация абразивных материалов: P40, Р60, Р80 и т. д. (свой абразив для каждого материала и каждой операции). Только используя правильный абразив, можно создать правильную риску, в которую должным образом проникнет материал.
Шлифование материалы классифицируют по размеру зерна.
Применяются так называемые ряды Р, размер зерен устанавливается по сетке, построенной в дюймах.
Номер зернистости обозначает количество ячеек стороны квадрата размером 1 кв. дюйм, через который просеиваются зерна. Одновременно с зернистостью, по рядам P можно определить варианты наличия мелких и крупных зерен. Мелкая зернистость с большим содержанием крупных зерен не даст качественно подготовить поверхность, а крупная зернистость с большим содержанием мелких зерен помешает достичь максимальной мощности шлифования.
Шпатлевка, благодаря своей вязкости, хорошо заполняет риски на металлической поверхности, оставленные минералом P120, при обработке вручную, P80, при обработке эксцентриковой машинкой, а также P180 и P150 соответственно, при нанесении на старое покрытие или шпатлевку.
В случае с P180 и P150 разница возникает от того, что при механической обработке эксцентриком минерал дважды не проходит по одной риске и не усугубляет ее, что могло бы дать такой ощутимый дефект, как просадка. А просадка неизменно проявится на последующих слоях.
Важное правило - все крупные риски на шпатлевке понижайте до оптимальных размеров. Кстати, риска возникает не только при помощи абразивов: ее могут создать и рихтовочные пилы, и химволокнистые круги и другие инструменты в процессе жестяных работ. Они делают такую риску, что в нее не проникает никакой материал вообще, что опять же приводит к просадке.
Итак. Понижайте риску, используя “Правило 100”. Делайте это абразивом с шагом не более 100 единиц от использованного прежде.
При правильном чередовании абразивных материалов каждая последующая градация примерно в 2 раза уменьшает щлифовальные риски от предыдущей. В таком случае можно называть процесс корректным. Если вы “прыгаете” с P80 на P240, например, то это приведет к срезанию верхушек, а риска при этом не уменьшится. Более того, сделанную неправильно риску мы не сможем отследить, потому что она забьется шлифовальной пылью, или мы просто не сможем оценить дно, потому что верхняя поверхность будет его маскировать, а это снова путь к просадке.
Если “перескакивать” через градацию, риски от более крупного абразива не перешлифовываются полностью, и материал “просядет” в углубления рисок после высыхания. Когда же мы не повышаем градацию в 100 единиц, подложка легко перешлифовывается, и мы получаем нужное нам понижение риски. Это относится и к толстым грунтам с высокой вязкостью. Толстые грунты, как и шпатлевка, могут проникать только в определенные для них риски. А для жидких первичных грунтов форма риски не имеет значения - они проникнут в нее в любом случае.
Подписывайтесь на наш канал и получайте много полезных видео по ремонту авто:
Как зашпатлевать автомобиль своими руками? Советы для новичков (видео)
Как покрасить машину самому? Рекомендации начинающим (видео)
ПОЛИРОВКА старого ИЗНОШЕННОГО покрытия НА АВТО: пошаговая инструкция