Найти тему
История и культура Евразии

Слышали об армянском копье судьбы римского легионера Лонгина Сотника

Оглавление

По церковному преданию именно Копьём судьбы римский легионер Лонгин Сотник пронзил бок Христа. Кровь Спасителя сделала копье чудодейственным.

Лонгин Сотник. Икона работы Фёдора Зубова, 1680 год
Лонгин Сотник. Икона работы Фёдора Зубова, 1680 год

На сегодня насчитывается четыре Копья Судьбы:

  1. Венское копьё
  2. Краковское копьё
  3. Ватиканское копьё
  4. Армянское копьё

Лонгин стал христианином и его казнили. Его копье исчезло. Нашёл его в IV веке римский христианин-легионер Маврикий. Его тоже казнили. Копьё стали называть копьём Маврикия.

В 313 году нашей эры римский император Константин Великий разрешил свободу вероисповедания - в том числе и христианства. Его мать - убежденная христианка привозит остатки Креста, на котором распяли Христа. Один из гвоздей креста вбивают в копье Маврикия, которое уже стало святыней.

Елена, мать Константина
Елена, мать Константина

После падения Римской империи копье исчезает. Его находят только при короле франков Карле Великом. Он был фанатично уверен в чудодейственности копья, и постоянно держал при себе.

Копье хранилось в сокровищнице императоров Священной Римской империи. В XIV веке у него появились ножны и гравировка. В 1424 году копьё банально продали купеческой гильдии Нюрнберга.

Они распорядились по торгашески. Копье притягивало паломников в Нюрнберг, что приносило большой доход городу.

Во время наполеоновских войн Копьё судьбы перевезли в Вену .Там оно хранится до сих пор.

Венское копьё в Хофбургском замке
Венское копьё в Хофбургском замке

После аншлюса Австрии Копьё судьбы вернули в Нюрнберг, где оно и хранилось. В 1946 году реликвию вернули в Вену.

В ходе современных исследований установили - Венское копье изготовили не в I веке нашей эры. А вот гвоздь могли изготовить именно тогда.

Исследования Краковского копья установило, что оно копия Венского копья и датируется XIII веком. Ватиканское копье относится к XI веку.

История четвёртого армянского копья такова:

После смерти Иисуса апостол Фаддей забрал копье у Лонгина и ушел в странствие. В конце-концов оказался в Армении, где у него появились ученики. Фаддей погиб мученической смертью на территории современного Иранского Азербайджана (на месте смерти находится недействующий армянский монастырь).

Монастырь Святого Фаддея (Кара-Келиса) — недействующий армянский монастырь находящийся в провинции Иранa Западный Азербайджан, в районе Чалдоран (шахрестан) вблизи г. Маку.
Монастырь Святого Фаддея (Кара-Келиса) — недействующий армянский монастырь находящийся в провинции Иранa Западный Азербайджан, в районе Чалдоран (шахрестан) вблизи г. Маку.

А вот копье осталось в Армении, которое передавалось от одного ученика к другому. До XII века копье кочевало по армянским монастырям, пока не оказалось в монастыре Гегардаванк. С XIII века оно хранится в Эчмиандзинском монастыре.

Армянское копье единственное из копий Судьбы не прошло научного исследования. В то же время некоторые исследователи считают, что Армянское копьё по виду напоминает средневековое навершие штандарта или знамени.

Армянское копьё
Армянское копьё

Статьи канала "История и культура Евразии" за ноябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы