По церковному преданию именно Копьём судьбы римский легионер Лонгин Сотник пронзил бок Христа. Кровь Спасителя сделала копье чудодейственным.
На сегодня насчитывается четыре Копья Судьбы:
- Венское копьё
- Краковское копьё
- Ватиканское копьё
- Армянское копьё
Лонгин стал христианином и его казнили. Его копье исчезло. Нашёл его в IV веке римский христианин-легионер Маврикий. Его тоже казнили. Копьё стали называть копьём Маврикия.
В 313 году нашей эры римский император Константин Великий разрешил свободу вероисповедания - в том числе и христианства. Его мать - убежденная христианка привозит остатки Креста, на котором распяли Христа. Один из гвоздей креста вбивают в копье Маврикия, которое уже стало святыней.
После падения Римской империи копье исчезает. Его находят только при короле франков Карле Великом. Он был фанатично уверен в чудодейственности копья, и постоянно держал при себе.
Копье хранилось в сокровищнице императоров Священной Римской империи. В XIV веке у него появились ножны и гравировка. В 1424 году копьё банально продали купеческой гильдии Нюрнберга.
Они распорядились по торгашески. Копье притягивало паломников в Нюрнберг, что приносило большой доход городу.
Во время наполеоновских войн Копьё судьбы перевезли в Вену .Там оно хранится до сих пор.
После аншлюса Австрии Копьё судьбы вернули в Нюрнберг, где оно и хранилось. В 1946 году реликвию вернули в Вену.
В ходе современных исследований установили - Венское копье изготовили не в I веке нашей эры. А вот гвоздь могли изготовить именно тогда.
Исследования Краковского копья установило, что оно копия Венского копья и датируется XIII веком. Ватиканское копье относится к XI веку.
История четвёртого армянского копья такова:
После смерти Иисуса апостол Фаддей забрал копье у Лонгина и ушел в странствие. В конце-концов оказался в Армении, где у него появились ученики. Фаддей погиб мученической смертью на территории современного Иранского Азербайджана (на месте смерти находится недействующий армянский монастырь).
А вот копье осталось в Армении, которое передавалось от одного ученика к другому. До XII века копье кочевало по армянским монастырям, пока не оказалось в монастыре Гегардаванк. С XIII века оно хранится в Эчмиандзинском монастыре.
Армянское копье единственное из копий Судьбы не прошло научного исследования. В то же время некоторые исследователи считают, что Армянское копьё по виду напоминает средневековое навершие штандарта или знамени.
Статьи канала "История и культура Евразии" за ноябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы