Найти в Дзене
APOLOGETICS PROJECT

Рабство на просторах исламской цивилизации

Так же как и предыдущая глава книги Slavery & Islam американского историка Джонатана Брауна, глава третья открывается вопросом определения: о чём мы говорим, когда обсуждаем "исламскую цивилизацию"? Говорим ли мы о регионах с преобладающим мусульманским населением или о чём-то ином? Несмотря на огромную разнородность населения, проживающего на той части карты мира, которая гордо именуется "исламским миром", автор считает, что это определение имеет некоторую функциональную ценность. Хоть результат попыток определения "исламской цивилизации" и остаётся несколько размытым, в нём можно выделить определённые тенденции, позволяющие конструктивно анализировать данное территориальное и социальное пространство. В качестве рабочего определения, Браун предлагает следующее: Исламская цивилизация - это сеть народов, государств, культур и общин, объединённая институтом шариата, инфраструктурой, символикой и настроениями, оформившимися примерно в промежутке между смертью Пророка и тринадцатым веком.
Оглавление

Так же как и предыдущая глава книги Slavery & Islam американского историка Джонатана Брауна, глава третья открывается вопросом определения: о чём мы говорим, когда обсуждаем "исламскую цивилизацию"? Говорим ли мы о регионах с преобладающим мусульманским населением или о чём-то ином? Несмотря на огромную разнородность населения, проживающего на той части карты мира, которая гордо именуется "исламским миром", автор считает, что это определение имеет некоторую функциональную ценность. Хоть результат попыток определения "исламской цивилизации" и остаётся несколько размытым, в нём можно выделить определённые тенденции, позволяющие конструктивно анализировать данное территориальное и социальное пространство. В качестве рабочего определения, Браун предлагает следующее:

Исламская цивилизация - это сеть народов, государств, культур и общин, объединённая институтом шариата, инфраструктурой, символикой и настроениями, оформившимися примерно в промежутке между смертью Пророка и тринадцатым веком.

На этой огромной территории появились такие учреждения как медресе и вакуфные фонды, способствовавшие появлению стабильной общинной структуры, объединённой под зонтиком термина умма.

Этим, однако, нужда в определении нужных нам терминов не исчерпывается.

Существует ли "исламское рабство"?

Опыт рабов на территории дар аль-Ислам был слишком разнообразен чтобы можно было говорить об одном всеохватывающем сценарии. Три фактора послужили причиной для выделения категории "исламского рабства" западными исследователями:

1) шариат имел большое влияние на то, как мусульмане практиковали рабство;

2) неразделимость Ислама и идеи порабощения в западной культуре;

3) давняя привычка приравнивания Исламского мира к тому, что нынче называется регионом MENA (Middle East North Africa);

Нелишним будет отметить, что под термином "исламское рабство" зачастую подразумевался конкретный вид рабства, практиковавшийся в определённой локации, который затем отрывался от своей географической привязанности и применялся для определения явления рабства во всём Исламском мире.

Шариат и исламское рабство

Критика категоризации того или иного вида рабства как "исламского" является полезной, но скрывает два немаловажных факта:

1) Шариат действительно играл важную роль в формировании того, как мусульмане понимали и практиковали рабство.
Однако здесь нужно отметить, что региональные культуры и традиции зачастую имели большее влияние на форму рабства, чем Коран и Cунна Пророка.

2) На территории между Северной Африкой и севером Индии действительно существовала система рабства, имеющая достаточно чёткие и определённые черты. Ислам унаследовал местные рабовладельческие традиции и механизмы от предыдущих систем, существовавших на этом пространстве. В данной традиции, рабы в основном представляли домашнюю прислугу, а не работников плантаций, что было типичным на территории бывших британских колоний.

Поглощение людских масс и "восходящая мисцегенация"

В результаты исламских завоеваний в период между 630 и 1900 годами н.э., исламская цивилизация "вдохнула" огромный человеческий массив. В отличие от Римской империи и Соединённых Штатов, естественная репродукция рабов в исламской цивилизации была очень низкой. Основной причиной этой тенденции являлась частая эмансипация рабов. Стоит, однако, отметить, что у этой медали была и обратная сторона: освобождённых рабов приходилось заменять новыми.

Для обозначения данной тенденции, кенийско-американский академик Али Мазруи использовал термин восходящая мисцегенация, подразумевая под ним тот факт, что наложницы и освобождённые рабы оставляли после себя свободное потомство. Большинство рабов, которых "вдыхала" исламская цивилизация, не отрезались от общества и не изгонялись из него после использования. Наилучшей иллюстрацией данного интеграционного процесса является феномен мавали (mawālī). В доисламском Хиджазе это слово использовалось как для обозначения неарабов, интегрировавшихся в местную племенную структуру, так и для освобождённых рабов.

Завоевание мусульманским меньшинством Персидской империи и земель империи Римской ознаменовало поглощение огромного культурного капитала молодым исламским государством. В этой структуре, мавали вскоре образовали костяк зарождающейся интеллектуальной и административной мусульманской элиты. Один из наиболее влиятельных ранних исламских учёных арабского происхождения, ибн Шихаб аз-Зухри (у. 742) отмечал, что дни арабов остались позади и "знание перешло к мавали", указывая на примеры Хасана аль-Басри (у. 728) и ибн Сирина (у. 728), чьи отцы были освобождёнными рабами.

Ещё одним примером восходящей мисцегенации можно назвать т.н. детей народа (awlād al-nās). Этим термином обозначались дети правящего класса государства мамлюков. В теории, вступление в ряды мамлюков было открыто только для купленных в детском возрасте рабов тюрского или кавказского происхождения. Потомству мамлюков данный путь был закрыт. Зачастую они занимали некоторые административные позиции или занимались торговлей под покровительством родителя.

Источники рабов

В доисламской Аравии, рабство было широко распространено, но количество рабов было относительно малым. Количество рабов резко подскочило вследствие исламских завоеваний. Согласно шариату, население захваченных силой территорий (данный сценарий обозначался термином ʿanwatan; не путать с переходом под власть мусульманской политии в результате достигнутого договора - ṣulḥan) формально подлежало порабощению. На практике, однако, порабощения не происходило так как фермеры, способные платить налоги, были куда важнее и нарушение устоявшейся структуры не виделось разумным.

После завершения экспансии раннего исламского государства, главным источником рабов стал импорт извне. Тремя основными источниками рабов стали: 1) славяне восточной Европы; 2) тюрки центральноазиатских степей; 3) африканские рабы из восточной Африки и Сахеля.

Нелишним будет отметить, что мусульмане не были единственной религиозной группой на территории исламской цивилизации, занимающейся работорговлей. В период раннего Средневековья, евреи-раданиты управляли широкой торговой сетью, раскинувшейся от Франции до Северной Африки, Египта и Красного моря.

Так как шариат не дозволял кастрацию людей, производство евнухов стало нишевой активностью для христианских групп как в пределах Дар аль-Ислам, так и вне их. В раннее Средневековье, франкский город Верден, а также Венеция, были важными точками кастрации рабов.

Темнокожесть и рабство в исламской цивилизации

Понятие riqq в исламской цивилизации зачастую приобретало расовый оттенок. Однако темнокожесть была лишь одним аспектом этого процесса. Разные используемые слова часто означали представителей разных рас в разные времена. В Каире четырнадцатого века, слово мамлюк использовалось для обозначения могущественного члена правящего класса тюрков-кипчаков. Двумя веками ранее, мамлюками называли темнокожих рабов армии Фатимидов. Слово kul в Стамбуле века шестнадцатого означало светлокожего элитного раба султана. Словом ghulam в Исфахане обозначался армянский раб шаха. В Стамбуле девятнадцатого века, термином jariya называли светловолосую черкешенку, в то время как в Каире или Мекке того же времени этим же словом называли рабынь эфиопского или греческого происхождения.

Тем не менее, расизм в отношении темнокожих имел своё место в истории исламской цивилизации и даже пытался ретроспективно легитимизироваться путём интерпретации Пророческого наследия. Примером этого является сфабрикованный хадис, утверждающий, что "темнокожий африканец либо занят воровством, когда голоден, либо прелюбодействует, когда насытится". Апокрифическая история об имаме аш-Шафии утверждает, что он посоветовал искать черного раба в тюрьме, так как он был бы арестован либо за воровство, либо за прелюбодеяние. Ибн аль Къаййим (у. 1351) утверждал, что данная история является явной фабрикацией. Знатоки хадисов зачастую проявляли крайний скептицизм в отношении откровенно расистского материала.

Одним из источников расизма в исламской цивилизации были библейские истории в целом и в частности история о сыне Ноя Хаме, которому приписывалось происхождение негров (негры от него, возможно, и не произошли, а вот слово хамство вполне). Согласно преданию, Хам вызвал гнев со стороны отца за своё постыдное поведение. Данное предание подверглось критике таких учёных как ибн аль-Джаузи (у. 1201), Суюты (у. 1505) и ибн Хальдуна(у. 1406), который назвал связь между проклятием Хама и темнокожестью сказками рассказчиков историй (khurrafāt al-quṣṣāṣ).

Многие учёные Ислама специально описывали достоинства и достижения темнокожих мусульман в своих трудах.

Различные роли рабов в исламской цивилизации

Наиболее эффективным способом описания неописуемого разнообразия опыта рабов в исламской цивилизации видится освещение некоторых основных ролей, которые они играли в данном обществе.

1) рабы как собственность

Первые описания положения рабов начали появляться в 18-19 веках. Большинство из них принадлежали перу европейских путешественников, но у нас мало доказательств в пользу того, что их наблюдения не были верны.

Немецкий путешественник и учёный Густав Нахтигаль отмечал доброе отношение к рабам, когда видел его, но он также отмечал, что в промежутке между их захватом и доставкой на рынок, рабы не получали даже теоретической защиты закона.

Судьба освобождённых рабов также не всегда улучшалась после эмансипации. Британский этнограф отмечает, что черные рабы в Стамбуле 1860-х подвергались избиению, тяжкому труду и частой перепродаже. Некоторые добрые рабовладельцы помогали бывшим рабам устроить свою жизнь после освобождения, но большинству оставалось только нищенствовать на улицах города.

С другой стороны, положение освобождённых рабов в Мекке было совершенно иным. Голландский исламовед и путешественник Хюргронье отмечает, что домашние рабы обычно освобождались к возрасту двадцати лет и могли занять любую позицию в городе.

2) рабы как домашняя прислуга/доверенное лицо

В целом, большая часть рабов в исламской цивилизации была домашней прислугой. Зачастую они обзаводились нишевой специализацией. В Фесе четырнадцатого века, рабы были мастерами хирургии. Рабы также могли быть использованы как источник дохода. В Стамбуле 16 в., рабы-ремесленники заключали контракты по самовыкупу и использовались как ходячие инвестиции.

Многие рабы были приобретены в детском возрасте для того чтобы их новый дом стал для них единственным. Некоторые рабы также становились уполномоченными представителями (maʾdhun) своих хозяев и могли заключать сделки от их лица.

3) рабы как интимные партнёры

Положение наложницы в большой степени зависело от статуса её хозяина. В домах и замках элиты, наложницы могли подняться до самых вершин богатства и власти. Самыми яркими примерами этого являются Османский и Аббасидский периоды. Историки называли Османию семнадцатого века султанатом женщин, в котором позиция матери султана (valide sultan) являлась ключевой.

Наложницы, которые не принадлежали элитным хозяевам, ожидаемо, не были столь удачливы. Однако, на практике, свободные жёны не наслаждались много лучшими условиями. Жёны могли быть с легкостью разведены и оставлены ни с чем, в то время как забеременевшая наложница не могла быть продана и обретала свободу после смерти хозяина.

4) рабы на элитных административных постах и при дворе

Ближневосточный и римский миры издревле были привычны к присутствию рабов в наивысших кругах. Это было естественным следствием социальной системы, в которой раб постоянно сопровождал хозяина.

Ярчайшим примером рабов, обладающих политической властью, была Османская империя со своим институтом девширме. Занятным вопросом является то, как Османы концептулизировали этот процесс. Согласно шариату, порабощение зиммиев было запрещено. Исследователи по-разному объясняют это противоречие. Одно из предположений заключается в том, что Балканы находились вне Дар аль-Ислам и, следовательно, не подпадали под данный запрет. Другим объяснением предлагается шафиитское мнение о том, что христиане, обратившиеся в религию после пророческой миссии Мухаммада, не могли считаться зиммиями. Наиболее вероятная версия принадлежит историку Хакану Эрдему: порабощение населения завоёванных территорий могло происходить многим позднее самого факта завоевания.

5) рабы как воины

Использование рабов в роли солдат стало уникальной чертой исламской цивилизации. Исследователи предлагают разные объяснения этого феномена. Роберт Ирвин объясняет его существование комплексом факторов, включающих в себя урбанизацию населения Ближнего Востока, исламские законы о рабовладельчестве и демографическое присутствие большого количества тюркских воинов на северных границах Дар аль-Ислам.

Первый случай серьёзного скопления рабов-воинов произошёл в Аббасидский период. Халиф аль-Мутасим собрал от десяти до пятнадцати тысяч воинов в специально построенной для них столице - городе Самарра. Однако неясно сколько из них были рабами.

Неудивительным является тот факт, что в политиях, в которых "рабы" занимали высокие посты и в которых власть зависела от армии, рабы обладали реальной политической властью. Наиболее известным примером этого стали мамлюкские династии.

В 1240-х года, последний правитель из династии Айюбидов закупил тысячу юношей кипчакского присхождения и поселил их на острове на реке Нил для обучения воинскому ремеслу. Позднее, эти воины стали известны как бахриты (речные). В 1260-х они захватили власть и установили аз-Захира Бейбарса первым султаном мамлюкской династии. В 1390-х, эмир черкесского происхождения Баркук с группой черкесов захватил власть и стал основателем Бурджитской династии.

Период совместного обучения воинскому мастерству способствовал возникновению чувств лояльности среди мамлюков в двух направлениях: между мамлюком и его наставником, а также между мамлюком и его сослуживцами (этот вид товарищества получил название k̲h̲us̲h̲dās̲h̲iyya).

Здесь нужно развенчать один миф, связанный с правлением мамлюков. Завершившие обучение мамлюки более не являлись рабами. Раб не может быть правителем согласно шариату. Рабский опыт уроженцев далёких земель оставался источником коллективной самоидентификации и этоса солидарности для мамлюков, но он заканчивался вместе с процессом обучения. Стоит также отметить, что империя мамлюков не называла себя этим именем, а предпочитала формулировку "Государство тюрков/черкесов".

Saracēnus | Σαρακηνός (https://t.me/saracenus)