Эксперимент Милгрэма - это удивительное исследование человеческой природы. Целью его было понять, как нацисты в годы Второй Мировой войны могли проявлять такую жестокость, уничтожая миллионы ни в чём не повинных людей.
В апреле 1961 бывший полковник СС Адольф Эйхман предстал перед судом за преступления против человечности. Эйхман пытался защитить себя на том основании, что он "лишь выполнял приказы". Просто выполнял свой долг.
Такая тактика не сработала, Эйхман был признан виновным, и процесс закончился смертным приговором. Однако он привлёк внимание социального психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма, который решил выяснить, сколько страданий готовы причинить самые обычные люди - такие, как мы с вами - другим, ни в чём не повинным людям, если это входит в их должностные обязанности. И насколько легко обычного человека можно склонить к нарушению моральных принципов и совершению преступлений.
Участников было чуть больше 1000 человек - это были люди разного возраста, социальных слоев, взглядов (что было необходимо для получения наиболее достоверных результатов). Все они были приглашены принять участие в изучении возможностей человеческой памяти с целью доказать или опровергнуть гипотезу о том, что человек лучше запоминает информацию, испытывая боль.
В эксперименте участвовали:
- бесстрастный и суровый "экспериментатор" - одетый в лабораторный халат 31-летний учитель биологии;
- "учителя" - собственно испытуемые;
- "ученик" - его роль играл специально обученный актёр, посвящённый в суть эксперимента.
Роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром по жребию, причём всё было подстроено так, чтобы испытуемому всегда доставалась роль учителя.
"Ученика" пристёгивали к "электрическому стулу" (в кавычках, потому что это лишь на словах: ученик не испытывал никакой боли, но "учитель" об этом не знал).
"Ученик" должен был заучивать пары слов из списка, а "учитель" - проверять его память и наказывать за каждую ошибку всё более сильным ударом тока.
"Учитель" получал один демонстрационный удар током - для уверенности в том, что всё происходит по-настоящему. Затем он уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором.
Генератор представлял собой ящик, на лицевой панели которого были размещены 30 переключателей от 15 до 450 В, с шагом в 15 В. Экспериментатор пояснял "учителю", что при нажатии на переключатель "ученик" получает удар электрическим током. Над каждым переключателем было написано соответствующее ему напряжение и поясняющие фразы:
- "Слабый удар",
- "Умеренный удар",
- "Сильный удар",
- "Очень сильный удар",
- "Интенсивный удар",
- "Крайне интенсивный удар",
- "Опасно: трудно-переносимый удар током".
"Ученик" должен был выбрать правильный вариант (один из четырёх) и нажать соответствующую кнопку. Он выдавал один верный ответ на три ошибочных.
При каждой ошибке "учитель" наказывал "ученика" ударом тока. Самый первый удар был всего 15 В, но с каждой ошибкой напряжение увеличивалось на 15 В. Максимальная его величина составляла 450 В - достаточно, чтобы нанести серьёзные физические повреждения.
По мере увеличения напряжения "ученик" разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем боль, и, наконец, громко кричал, чтобы эксперимент прекратили. Если "учитель" начинал колебаться, экспериментатор говорил ему заранее заготовленную фразу: "Необходимо, чтобы вы продолжили" и заверял его, что берёт на себя полную ответственность за безопасность "ученика".
Результат выглядел следующим образом:
- ни один не остановился до уровня 300 В,
- пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня,
- четверо - после 315 В,
- двое - после 330 В,
- один - после 345 В,
- один - после 360 В,
- один - после 375 В;
- оставшиеся 26 из 40 - 65 процентов! - дошли до 450 В.
Они били человека током 450 В (у нас в сети ток 220 В), просто за то, что он неправильно запомнил слова. Слышали его крики и продолжали издевательства.
Эксперимент показал, что люди могут с лёгкостью совершать чудовищные поступки, если кто-то берёт на себя за это ответственность.
Вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых оказались не способны открыто противостоять приказам авторитетного начальника и наказывали "ученика" ударами током даже после того, как тот начинал кричать и стучать в стену. Даже несмотря на свой сильный внутренний дискомфорт.
Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.
С. Милгрэм.
Спустя несколько лет эксперимент провели в других странах (Голландия, Германия, Испания, Италия, Австрия, Иордания). Результаты были такими же ошеломляющими, как и в США. Подробнее узнать о них можно в книге Стэнли Милгрэма "Подчинение авторитету", вышедшей в 1974.
И вот ещё одна цитата для размышлений:
Пока я пишу эти строки, очень цивилизованные люди летают над моей головой и пытаются меня убить. Они ничего не имеют против меня лично, да и я ничего против них лично не имею. Как говорится, они лишь "выполняют свой долг". Без сомнения, большинство из них - добросердечные и законопослушные граждане, которым и в голову не придёт совершить убийство в частной жизни. С другой стороны, если один из них сбросит бомбу, которая разорвёт меня на куски, его сон от этого не ухудшится.
Джордж Оруэлл.
В 1973 Американская психологическая ассоциация приняла новый этический кодекс, по которому запрещалось проводить психологические исследования с сообщением испытуемым заведомо ложной информации.
_____________________
Спасибо, что дочитали статью! Подписывайтесь, если вам интересно.
Другие статьи по теме:
Тюремный эксперимент Филипа Зимбардо
Как рай сделать адом: социальная утопия Джона Кэлхуна
Навигация по каналу:
Все публикации канала "Возраст счастью не помеха" по рубрикам
О моих книгах: