Обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста следует начинать с изучения умения вступать в контакт, вербального общения, с изучения личности, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков, возможностей «психологической врабатываемости» ребенка или, наоборот, тенденции к снижению трудоспособности, а также с изучения зоны ближайшего развития.
1. Беседа
Инструкция: «Давай мы с тобой побеседуем. Я тебя буду спрашивать, а ты будешь отвечать. Но можешь и ты мне задавать вопросы.
а) Скажи, пожалуйста, как тебя зовут, полное имя и фамилия? Как зовут твоих родителей? Бабушку и дедушку? Брата, сестру? Как зовут твою учительницу? (данные вопросы помогут определить, насколько ребенок владеет общими сведениями о себе, своей семье и ближайшем окружении)
б) Зачем ты сюда пришел?
в) Как ты думаешь, у тебя все хорошо – и память, и внимание, и речь? Или тебя что-то беспокоит? (отношение ребенка к своей деятельности, критичность.
г) Ты хочешь учиться в школе? Тебе нравится учиться в школе? Что особенно тебе нравится? (система интересов, эмоциональное отношение к школе, к учебной деятельности)
Анализ симптомов и возможных ошибок
Тест направлен на исследование:
- устной экспрессивной диалогической, богатства лексики и конструкций предложений связной речи, на исследование понимания связной речи;
- умения вступать в контакт, коммуникабельность;
- сферы интересов и знаний;
- системы отношений, эмоций, личности;
- ориентировки в месте и времени, общей ориентировки в предметном и социальном мире;
- непосредственного запоминания;
- мимики лица, интонационного строя речи;
- личности, интересов, объема и содержания знаний;
- познавательных интересов, их избирательности;
- отсроченной непроизвольной вербальной памяти.
д) Какие учебные предметы тебе нравятся? Какие не нравятся? Почему? Что нравится смотреть по телевизору? (познавательные интересы, мотивы деятельности).
е) Любишь ли ты играть с детьми? У тебя есть друг? Подруга? Кого ты больше всего любишь? Какие книги любишь читать? (Система отношений. Эмоции. Познавательные интересы)
Анализ симптомов и возможных ошибок
- снижение уровня объема знаний может говорить о тех или иных корковых зон мозга;
- несформированность эмоционально-волевых процессов. Личности, неадекватность поведения и др. может свидетельствовать о незрелости подкорковых структур мозга, медиальных височных структур мозга, корково-подкорковых связей с влиянием на лобную кору
ж) Извини, я забыла, о чем сейчас тебя спросила? А в самом начале беседы о чем мы говорили? (Вербальная отсроченная память)
2. Мимика
Как ты покажешь лицом, что ты очень веселый? А как покажешь, что ты грустный или совсем печальный?
Анализ симптомов и возможных ошибок
Несформированность мимического способа выражения эмоций позволяет думать о заинтересованности стволовых структур мозга с влиянием на кору правого полушария.
3. Узнавание эмоций
Скажи, какое настроение у детей на этих картинках?
Анализ симптомов и возможных ошибок
Трудности узнавания эмоций могут быть связаны с незрелостью медиальных отделов височных зон правого полушария. Трудности называния их соответствующим словом возникают при слабости или незрелости связи височной коры левого полушария с подкорковыми структурами.
4. Сфера образов-представлений
Нарисуй себя.
Исследуется воображение, его уровень и психологическое содержание.
5. Воображение
Нарисуй то, что ты хочешь. Нарисуй то, что можно нарисовать из кружка, квадрата, треугольника
Анализ симптомов и возможных ошибок
Сформированность этих сфер связана с полноценностью лобных систем мозга и зоны ТРО
Произвольная деятельность
6. Поднимание руки на стимул
Когда я стукну 1 раз, ты быстро поднимешь руку. (Тест направлен на исследование произвольной деятельности, ее организации, устойчивости, вербальной памяти, переключения).
Анализ симптомов и возможных ошибок
Возможные ошибки: неустойчивое запоминание инструкции, замедленное выполнение, инертность, персеверации, дефекты переключения. При ошибках возможна дисфункция лобных, заднелобных, лобно-височных зон мозга. При грубых ошибках возможна незрелость стволовых структур мозга.
7. Конфликтная произвольная деятельность. Двигательная сфера
Кулак-палец
Я поднимаю палец, а ты в ответ должен поднять кулак и сразу опустить. А если я подниму кулак, ты должен сразу поднять палец и сразу опустить.
Анализ симптомов и возможных ошибок
Возможно эхопраксическое движение – на поднятый кулак поднимает кулак, на поднятый палец поднимает палец. Персеверации. Эти ошибки проявляются при поражениях или дисфункциях лобных зон мозга, при грубом нарушении – незрелость стволовых структур с влиянием на лобную кору.
8. Копирование по образцу
На листе бумаги в крупную клетку рисуются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, домик). Ребенок должен нарисовать такие же фигуры с учетом количества клеток.
Анализ симптомов и возможных ошибок
Необходимо следить за процессом копирования:
- смотрит ли ребенок на образец,
- подсчитывает ли количество клеток, по которым надо проводить линии,
- контролирует или нет свои действия,
- сравнивает ли свой рисунок с образцом, или не обращает внимания на образец и заменяет произвольную заданную деятельность привычным спонтанным рисованием. При снижении произвольной деятельности, замене ее привычными действиями или хаотическими, можно думать о слабости или дисфункции коры лобных зон мозга.
Двигательная сфера
9. Динамический праксис. Кулак-ребро-ладонь
Делай как я. Смотри внимательно.
(Проба направлена на исследование выполнения двигательной программы деятельности)
Анализ симптомов и возможных ошибок
Ошибки: неусвоение программы, пропуск элемента, персеверации движения (вертикального и горизонтального). Включение речи может регулировать, а может и не регулировать правильность выполнения действия. В этом случае возможна дисфункция лобных долей мозга.
10. Графическая проба «заборчик»
Продолжай рисовать заборчик точно так же, как у меня, обрати внимание на рисунок.
Анализ симптомов и возможных ошибок
Возможны персеверации, контаминации, неудержание программы. Возможны дисфункции заднелобных зон коры левого полушария.
11. Реципрокная координация
Смотри и делай руками как я (поочередно: кулак-ладонь, кулак-ладонь)
Анализ симптомов и возможных ошибок
Дискоординация движений или отставание левой или правой руки и др. связаны с незрелостью или органическим повреждением мозолистого тела.
12. Праксис позы
Делай как я (вытягивание 2-3, 2-5, 2, 5 пальцев руки, кольцо из 1, 2 пальца, 1-5 пальцев и др).
Анализ симптомов и возможных ошибок
При зеркальных ошибках (вместо 2 пальца 5й, вместо 5го – 2йи др) возможна патология теменно-затылочных отделов коры полушарий. Грубое нарушение выполнения проб связано с дисфункцией или незрелостью стволовых структур мозга.
13. Пространственный праксис. Пробы Хэда
Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую и т.д. давай попробуем (дается образец)
Анализ симптомов и возможных ошибок
Ошибки: замена левой руки правой и наоборот, искажение направления движения. Все ошибки – это ошибки пространственного характера. Включение внимания существенно не меняет возможности ребенка. Возможна заинтересованность теменно-затылочных зон мозга.
Гнозис. Акустический гнозис
14. Фонематический слух:
- повторение звуков;
- нахождение букв, соответствующих звукам;
- повторение слов, начинающихся с оппозиционных фонем.
Инструкция: повторяй за мной звуки: БПКГТДОР; ба-па, па-ба, та-да-да-та. Найди букву П, а теперь Б и т.д. Повторяй за мной: забор-собор, дом-том-лом-ком-запор-забор-собор.
(Пробы направлены на исследование речевого слуха, повторения слов, серий слов, на слухо-речевое запоминание и воспроизведение. Проверяется в основном фонематический слух)
Анализ симптомов и возможных ошибок
Возможные ошибки: замены оппозиционных звуков, литеральные и вербальные парафазии, нестойкость запоминания слов. Все эти ошибки могут говорить о дисфункции средней и верхней височной извилины коры левого полушария. Если будут только замены оппозиционных звуков, то это дисфункция зоны Вернике. Могут быть ошибки и из-за дефектов моторного звена (кинетического и кинестетического) в речи (заднелобные и нижнетеменные зоны коры мозга)
Пространственный гнозис
15. Срисовывание пространственных фигур
Инструкция: нарисуй стол, куб, домик. А теперь срисуй. Внимательно смотри на мои рисунки и срисовывай (стол, куб, домик).
Анализ симптомов и возможных ошибок
Плоскостные рисунки говорят о несформированности пространственного восприятия и представления. Такой дефект возможен при незрелости зоны ТРО левого и правого полушарий. Он говорит о несформированности интеллекта.
Память
16. Слухо-речевая память. Воспроизведение предыдущих слов
Вспомни, какие слова ты повторял, а буквы вспомнишь?
17. Общая отсроченная память.
Вспомни, что мы делали, какие задания ты выполнял.
(Исследуется отсроченная слухо-речевая память слов, с которыми ребенок действовал и отсроченная общая память).
Анализ симптомов и возможных ошибок
Ошибки воспроизведения говорят о дисфункции стволовых структур мозга. Правильные ответы говорят о зрелости (сохранности) корковых височных систем.
Речь. Номинальная функция речи
18. Называние предметов (или предметных картинок)
Назови то, что нарисовано на картинке, которую я тебе покажу.
Анализ симптомов и возможных ошибок
Задержки актуализации слов-наименований, замена слов (вербальные или литеральные парафазии) персеверации. Трудности называния предметов и ошибки вязаны с незрелостью височно-теменных и заднелобных зон коры левого полушария.
19. Включение пропущенных слов в предожение
(«На берегу… сидит рыбак и … рыбу». «За партой сидит… и пишет…»)
Я скажу предложение, но в нем будут пропущены некоторые слова. Ты должен вставит в предложение пропущенные слова. А теперь повтори предложение. Добавь нужные слова в это предложение.
(Исследуется активный выбор слова, учет контекста и смысла заданного предложения (речь и речевое мышление).
Анализ симптомов и возможных ошибок
Снижение уровня развития речи – объема словаря, интервербальных связей слова в предложении, несформированность речи на уровне предложения, трудности синтаксирования могут говорить в пользу слабости или дисфункции лобно-височных отделов коры левого полушария.
20. Слухо-речевая память
2 пары по 3 слова: окно-хлеб-ветер, пирог-колодец-топор
Я буду говорить тебе слова, ты должен их запомнить. Позже я буду спрашивать. Повтори первые три слова. Теперь повтори вторые три слова.
(Исследуется слухо-речевая память в условиях гомогенной интерференции)
Анализ симптомов и возможных ошибок
Возможные ошибки: перестановки слов в каждом ряду, уменьшение количества слов в ряду, контаминация рядов, вербальные парафазии, вплетения других слов, замена слов первого ряда словами второго и наоборот. Все это говорит о повышенной тормозимости речевых следов о ретро- и проактивном торможении. При нарушении непосредственного запоминания слов можно думать о незрелости стволовых структур мозга. Нарушение отсроченного запоминания слов может говорить о незрелости коры височных отделов левого полушария мозга.
Интеллект
21. Пересказ рассказа
Я тебе прочитаю рассказ, а ты его запомни, постарайся понять, а потом перескажешь (после пересказа ребенка спрашивают, в чем смысл рассказа или чему учит рассказ).
Анализ симптомов и возможных ошибок
Возможные ошибки:
- ошибки памяти: незапоминание содержания, частичное воспроизведение;
- ошибки мышления: непонимание содержания, непонимание смысла;
- речевые ошибки: бедная неразвернутая речь, бедная лексика, короткие фразы.
Ошибки могут говорить о дисфункции лобных зон коры левого полушария.
22. Четвертый лишний
Здесь на карточке 4 предмета, но один из них лишний. Найди его и скажи, почему он лишний
23. Рисунок семьи
Сейчас я выйду, а ты отдохни и нарисуй свою семью и себя тоже.
(Исследуется аффективная сфера, роль семьи в формировании отрицательных эмоций)
24. Свободное рисование
А теперь нарисуй, что хочешь.
(Исследуется аффективная сфера, воображение, интеллект)