Книга, которой Тургенев обидел ВСЕХ. "Отцы" возмутились оправданием нигилизма-атеизма и прочих -измов, а "дети" НЕ узнали себя в главном герое. Так и писали автору: "Вы нас совсем не знаете".
И что же? Книга, которая, казалось, обречена стать скучным памятником эпохе, жива! И не только потому, что её "проходят" в школе. Но прежде всего потому, что она не даёт готовых ответов на вопросы, которые возникают снова и снова...
Каждое поколение считает, что история начинается с него. Родители - предыстория, а уж дедушки-бабушки... где-то в близком соседстве с динозаврами. Сегодня такой взгляд считается для подростка - нормальным, а такое положение вещей - вечным.
Но ведь в патриархальном обществе, где надо было как можно скорее перенять опыт предков, чтобы выжить - конфликта поколений быть не могло! Явление это по историческим меркам совсем недавнее.
Неформалы могут проследить свою "родословную" до дедов, не дальше. Готы - эмо - металлисты - панки - хиппи... до них ещё были стиляги... а раньше? Были ли раньше молодые уверенные, что останутся молодыми навсегда? И не желающие иметь ничего общего с лысым и скучным сорокалетним старичьём?
Пожалуй, первое в России поколение неформалов заметил Тургенев. Заметил - и поспешил запечатлеть на страницах романа. Задокументировать.
***
Дворянское гнездо, где все всех любят, где живут неспешно, приятно и довольно безалаберно. Хозяин этого райского уголка - Николай Петрович Кирсанов, так ждал сына Аркашу, так рад, что студент приехал на каникулы! А студент не один. С ним в бричке некто лохматый, в колоритной шляпе с обвислыми полями, странно одетый и со странными манерами. Базаров.
Аркадий называет его другом, но при этом смотрит в рот, как учителю и наставнику! Разница в возрасте между ними невелика: младшекурсник и старшекурсник.
Идейным центром романа нам полагалось считать диалоги Евгения Базарова и Кирсанова Павла Петровича, дядюшки Аркадия. Персонажи задуманы, как противоположности несовместимые.
Вот Базаров опоздал к завтраку - ловил лягушек для своих опытов. Явился - и не думает извиняться за свои штаны, перемазанные болотной тиной. Аркадий в восторге: его друг - человек свободный! НИГИЛИСТ! Но отец и дядя Аркадия в недоумении...
Павел Петрович почти сразу и заводит разговор о своих нерушимых житейских принципах. Оказывается, один из главных принципов этого англомана - не опускаться. Даже здесь, в деревне, он выходит к завтраку в смокинге!
Приличная сдержанность, приличные манеры, приличное (с английским акцентом!) произношение - вот альфа и омега воспитания аристократа (или того, кто очень хочет аристократом казаться). А как же с интересами, с внутренним миром?
Любовь недосягаемая, невозможная любовь на расстоянии истощила его силы. По всей Европе ездил за любимой женщиной, просто стараясь не терять её из виду... Вот как? Значит, и этому персонажу Тургенев подарил частичку себя?!
И вот теперь, после её ранней смерти - растерянность, недоумение, чем занять оставшуюся часть жизни. Но при этом - святая уверенность, что лучшее в жизни - это поэзия и красота.
Как же не подразнить такого любителя "изячного"? И начинается: "Пушкин гроша ломаного не стоит! Химик нужнее всякого поэта! Мы отрицаем всё!"
Собеседник вежливо уточняет, всё - это действительно ВСЁ? Религия, любовь, семья...
- ВСЁ!
Не слишком ли лёгкая задача в жизни - отрицать? Критиковать, не предлагая? Разрушать? Нет, Базаров полагает, что слишком велики в этой жизни завалы обычаев, традиций, ложных понятий, привычной лжи. Хорошо, если хватит жизни разрушить, а что-то новое пусть строят потомки.
Трудно представить себе читателя, который принял бы здесь одну из сторон. Нет, читатель здесь оказывается "над схваткой". Понимает, что даже не очень симпатичный гость - всё равно желанное средство от сельской скуки, и даже бестолковый спор - всё равно развлечение.
Когда спорщики расстаются оказывается, что маска "отрицателя" приросла к Базарову крепко. Почти как собственная физиономия. Услышав звуки виолончели, узнав, что играет отец Аркадия, он... смеётся! Объясняет Аркадию, как это невероятно смешно - сорокалетний отец семейства играет на виолончели!
И Аркадий не спорит - он под влиянием этой сильной натуры. Пока под влиянием...
Но чем же, кроме музыки и воспоминаний, живёт семья Кирсановых?
Пожалуй, настоящий антагонист Базарова - персонаж тихий и незаметный. Феничка не умничает, не строит никаких теорий, старается даже не заглядывать в будущее. Она счастлива сегодня.
Кто она в этом доме? Дочь покойной экономки и мать маленького Мити, сына Николая Петровича.
Отца своего ребёнка Феничка называет "благодетелем", и это не просто мещанская формула вежливости. Благодарность, любовь, привычка - здесь сплелись все те чувства, которые Базаров так картинно презирает.
Феничка собирает цветы, вышивает, варит "кружовник"... стесняется новых людей - но держится достойно. И Аркадий уверен - отец просто обязан на ней жениться. Он не скрывает своих самых тёплых чувств к отцу, к дяде, к маленькому братцу. И против мачехи-ровесницы ничего не имеет, готов полюбить и её.
Так значит, для Аркадия "отрицание", нигилизм - не более, чем увлечение сильной личностью, "сотворение кумира"? Увлекательная, но всё же - игра?
(продолжение здесь: