Среди многочисленных произведений Василия Макаровича Шукшина, как писателя, так и режиссера, самым известным, пожалуй, является кинофильм “Калина красная”. Но мне бы хотелось остановиться на кинофильме “Ваш сын и брат”. Темы, затронутые здесь, преобладают во многих рассказах и фильмах Шукшина.
Итак, жили-были старик Ермолай Воеводин со своей старухой, и было у них три сына: Игнат, Степан и Максим. Жили они в алтайской деревне, на берегу Катуни. Места красивые, жизнь привольная. В этой деревне жили и отец Ермолая, и дед, и прадед. И сыновьям, трем богатырям, места и работы хватило бы. Но – “прервалась связь времен”. Игнат уехал в большой город, стал спортсменом, борцом, а потом тренером, у него “шестнадцать медалей”. За старшим братом потянулся и Максим, работает разнорабочим на стройке, живет в общежитии. И только Степан остался в родной деревне. Но и Степану не повезло. По какому-то “молодецкому делу” попал он в колонию. Отсидел почти весь срок, а по весне, когда сидеть ему осталось три месяца, сбежал из колонии, чтобы подышать родным воздухом.
– Зачем ты это сделал-то? – спрашивает его участковый.
– Сбежал-то? А вот – пройтись разок… Соскучился.
– Так ведь три месяца осталось! – почти закричал участковый. – А теперь еще пару лет накинут.
– Ничего… Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть. А то меня сны замучили – каждую ночь деревня снится… Хорошо у нас весной, верно?
– Нда… – раздумчиво сказал участковый.
Но и “несчастного” Степана, и “беспутного” Максима, которого Игнат “сманил” в город, любит старик Ермолай. А вот к удачливому и обеспеченному Игнату не лежит у него душа. Приехал сын в отпуск с молодой и красивой женой Тамарой, привез подарки всем родным, а “праздника нет” для старика. Даже то, что сын, как спортсмен, водку не уважает, раздражает Ермолая. А всё потому, что оторвался Игнат от родных корней, стал “чужим”, городским, и не может отец простить ему этой измены.
Для любимых героев Шукшина город и деревня – антиподы. Для них всё хорошее, сокровенное, родное сосредоточено в деревне, всё чужое и враждебное – в городе. В наше время очереди в магазинах канули в прошлое, а когда-то они были главной достопримечательностью всех торговых точек. Условно говоря, общество, по Шукшину, делится на две очереди: в городском и деревенском магазине. В городской очереди стоят в основном чужие друг другу, злые и раздражённые люди. В магазин они пришли усталые, после работы. Очередь движется медленно, народ на взводе. Ссоры вспыхивают по малейшему поводу. Над очередью царит такая же злая и раздражённая продавщица. Все негативное, злое, тёмное прорывается в такой очереди.
Совсем другое дело – деревенская очередь в магазине. Сюда люди приходят не только за продуктами и за товаром, но и для общения. Все друг друга знают, темы для разговоров неисчерпаемы. Если кому-то действительно некогда, ради бога, проходи без очереди. Продавщица тоже своя, все зовут её по имени. Если у кого денег нет, она и в долг отпустит. Из такой очереди народ идёт домой просветлённым: новости узнали, пообщались друг с другом, хорошо!
Шукшинские герои сопротивляются городской жизни, потому что она обезличивает и унижает людей. Особенно они не любят представителей власти, любой, даже самой условной. Чиновники, продавцы, милиционеры – самые нелюбимые персонажи шукшинских произведений. Все они обладают властью над людьми. Не сама власть отпугивает шукшинских “анархистов”, а то, как она проявляется.
Вот попадает такое “дитя природы” в городскую больницу. В деревне у него есть имя, характер, судьба, все его знают и считаются с его личностью. Здесь же его сразу обезличивают: он теряет имя, характер, становится в серую шеренгу людей под кличкой “больной”. С ним обращаются суховато, отчуждённо, порой и грубо, а он не привык к этому в своей родной деревне. К нему приезжает мать за сто вёрст из деревни, а её не пускают: не приёмные часы. А как же ей в приёмные часы попасть, если автобус через час уходит? Но суровый медицинский персонал глух к её мольбам. И “герой” бросает лечение и уходит из больницы со своей не долеченной “язвой”. Пусть он лучше “загнётся”, но унижать себя и свою мать не позволит.
Такими малыми и большими конфликтами душевности с черствостью, открытости с официозом наполнено большинство рассказов и кинофильмов Шукшина. Для него каждый человек – это “ваш сын и брат”, и он вправе рассчитывать на тёплое и душевное отношение к себе. Но такие отношения возможны только в деревнях, на родной земле-матушке, а не на асфальте больших городов. Более того, город постоянно таит в себе реальную угрозу. Стоит деревенскому жителю даже на время оторваться от родной земли и соприкоснуться с городской жизнью, как он тут же попадает в беду. Его или обманывают, или втягивают в неприятную историю, или провоцируют на противозаконный проступок. И что самое печальное, многие подобные истории у Шукшина не выдуманы писателем, а имеют под собой реальную основу.
Изображая деревню, как основу истинной народности, созвучной с душевностью и простотой, Шукшин не идеализировал жизнь, но идеальный образ её он всегда носил в своей душе и пытался передать в своих произведениях. А время показывает, что без идеала, как художественного, так и духовного, невозможно настоящее творчество.
Статьи на похожую тему: