Друзья, сегодня день рождения Людмилы Викторовны Протопоповой (12 августа 1906, с. Курачево Балтачевского района, Башкирия – 31 декабря 1981 года, Ленинград). Делюсь с вами статьёй о художнике из журнала «Декоративное искусство СССР» за 1962 год. Показываю цветные иллюстрации и лишь упомянутые произведения.
Константинова А. Средствами композиции и цвета // Декоративное искусство СССР, 1962. – № 1. – С. 18–19.
На долю художников-керамистов старшего поколения, к числу которых относится Людмила Викторовна Протопопова, выпала трудная задача – заложить основы советского искусства фарфора. Творческая биография каждого из них отражает общие искания и поэтому является школой опыта для молодых фарфористов, которые вошли в наше искусство по открытым старшими дорогам.
Творческий путь Протопоповой начался в 30-х годах на фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова. В ту пору по всей стране развернулось бурное строительство и новые темы входили во все виды нашего искусства.
Но в массовом фарфоре ещё держались старые по стилю и плохие по вкусу росписи и формы. Поэтому особенно важна была работа завода имени Ломоносова, в художественных лабораториях которого уже рождался советский фарфор.
В числе художников, давших в те годы интересные творческие предложения, была и Протопопова. Правда, поначалу она пыталась строить свои рисунки на простом изображении «символов» нового строительства: подъёмных кранов, шестерёнок, линий электропередач и т. п., причём это делалось без какого-либо образного замысла. Но дальнейшие поиски пошли по другому пути.
Наиболее интересным произведением Протопоповой того времени была роспись сервиза «От тайги до постройки» (форма «Интурист», 1933 г.). Протопопова раскрывает тему «сюжетно», но при этом решает её декоративно, подчёркивая красоту изображаемого. Сам материал в композиции не остаётся инертным фоном, белизна и блеск фарфора – активные элементы её цветового построения. Ритмический строй рисунка подчинён формам предметов.
Роспись в целом воспринимается как нарядная, хорошо нарисованная, органически слитая с фарфором. Эта работа Протопоповой положительно отвечает на вопрос: может ли современная тема войти в фарфор?
Протопопова всегда жила интересами своего времени, и это питало её творчество. Будучи современником героической эпопеи челюскинцев, она взяла эту тему для своей очередной работы, понимая, конечно, трудность её воплощения в фарфоре.
В сервизе «Челюскинцы» (форма Н. Суетина, 1936 г.) Протопопова строит роспись сервиза таким образом, что о теме говорят не только медальоны с изобразительными сценами, но и вся бело-голубая поверхность предмета, которая вызывает представление о пустыне из льда и снега, окружавшей лагерь челюскинцев. Полнота звучания материала придаёт цельность всему произведению.
Менее удачным было обращение Протопоповой в 40-х годах к традиционным для фарфора росписям с изображениями городского пейзажа и архитектурных памятников.
Несмотря на новизну объектов изображения, орнаментики, геральдики, и декоративное звучание цвета, композиция росписей и общий характер большинства подобных вещей оставались старыми. Несколько позднее Протопопова стала искать иных решений.
Первым в ряду таких произведений можно назвать её подарочный бокал «Ленинградский» (форма С. Яковлевой, 1950 г.). Здесь тема выражена прежде всего в общем стилевом характере вещи и её росписи – строгой, элегантной, сдержанной по цвету, чёткой по пропорциям, словом, близкой по духу к тому чувству, которое рождает сам город. Художник предлагает более «тонкий ход» в трактовке темы, напоминая об образе города средствами росписи, тесно связанной с фарфором.
Протопопова продолжает работать над сувенирами. Опыт показал, что тоньше и интереснее то решение сувенира, в котором тема подаётся не «дежурной» картинкой в рамке или без неё, а раскрывается всем эмоциональным и декоративным строем произведения. Это видно на примере работы Протопоповой – чашке «Москва» (форма В. Семёнова, 1960 г.). Цветовой строй вещи яркий, мажорный, навеянный впечатлением от праздничной Москвы. Композиция создана из голубых и красных пятен, свободно расположенных по отношению друг к другу и образующих фриз, в который введены условные изображения старой и новой архитектуры столицы. Несмотря на спорность некоторых второстепенных деталей, в этом произведении тема раскрыта современными декоративными средствами.
С первых послереволюционных лет советские художники шаг за шагом овладевали новым художественным языком фарфора. Но, пожалуй, только в последние годы поиски современного советского декоративного стиля в фарфоре стали вестись у нас широко и серьёзно. Теперь мы высоко ценим произведения, которые говорят острым и лаконичным образным языком и несут в себе ту меру условности, идущей от правды, которая делает изобразительный элемент органичной частью декоративного замысла.
Поиски современного декоративного решения видны в новых работах Протопоповой, посвященных Северу. Наиболее интересны с этой точки зрения её чашка «Состязание» (форма В. Семёнова, 1960 г.) и сервиз «Север», того же года (форма А. Лепорской).
Роспись чашки построена так: на фоне двух полос – голубой и красной, – ритмично сужающихся и расширяющихся, помещены миниатюрные условные изображения бегущих оленьих и собачьих упряжек с седоками. Контурный рисунок изображений, хорошо вписанных в общий ритм композиции, передаёт только характерность силуэтов и движения. Сама композиция росписи подчинена движению по кругу, благодаря чему она хорошо ложится на борт чашки, подчёркивая её форму. Образ Севера выражается и белизной фарфора, более звучной от соседства с чёрной краской, и золотом, тактично введённым в роспись.
В сервизе «Север» Протопопова особенно удачно использовала материал как средство раскрытия образа. Живой исток авторского замысла – это ослепительная белизна снежных равнин, их необозримость, живописная красота жилищ и одежды народов Севера. Композиция проникнута чувством «северных» масштабов, которое выражается соотношением между чистой поверхностью формы и орнаментальной каймой. Рисуя кайму, Протопопова избежала соблазна механически перенести в неё народный северный орнамент, а сочинила сама сочетания из маленьких солнц, квадратиков, оленей, полосок, песцов и треугольников, сохранив при этом дух и колорит народного искусства. Интересно, что роспись сервиза не изображает картин Севера, но образ Севера в нём присутствует. Оперируя средствами композиции и цвета, художница создала содержательную по замыслу, современную по языку, выявляющую качества материала роспись, которая гармонически сочетается с формой.
Творческая жизнь Протопоповой – это неустанные поиски принципиальных позиций советского художника-фарфориста, из которых, как из здоровых и сильных корней, поднимаются большие творческие удачи.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив