Найти тему

О времени и о себе

Оглавление

                                        Редкое фото поэта в молодости
Редкое фото поэта в молодости

Статья про творчество Маяковского

В культуре прошлого века этот поэт считался явлением громаднейшего масштаба. Его творческое наследие заполнено сатирой и лиризмом, прозой и поэзией, очерками и критическими публикациями, иллюстрациями как художника и рекламными стихотворениями. Истинное же величие автора состоит не только в секретах поэзии, которыми он мастерски владел, но и также в знании законов сцены, правил очерка и изобразительного искусства.

В творчестве Маяковского заметны крайне значимые события и проблемы того времени, мощное звучание голоса эпохи, подготовка к свершению пролетарской революции. Настоящий эпический размах поэтических сравнений, наглая храбрость метафор, поразительная мощь и весомость стихотворного ритма сочетались в его шедеврах вместе с публицистикой, вдохновенной патетикой. Поэзия Маяковского была гражданской, доступной для широкой аудитории читателей.

Владимира частенько величали "поэтом-трибуной" и тому есть много доказательств. Например, в поэме "Во весь голос" он назвал сам себя "агитатором, горланом-главарем", утверждая: "Я ухо словом не привык ласкать..." В этом и заключалась вся истина - свести художественный строй стихотворений к агитациям оратора. В ней легко было отыскать и откровенные признания автора в любви, крик души, переполненный драматизма, чувства печали, философские размышления, и язвительный сарказм, и добродушную иронию. Поэзия его не только многогранна по жанровым особенностям, но и красочна по художественно-интонационной структуре.

Лирика служила главным центром всего творчества поэта. Об этом говорил Луначарский, прочитав поэму "Про это" (1923): "Я и раньше знал... а сегодня уверился окончательно... он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик".

Обычно лирику воспринимают как художественное отображение внутреннего мира поэта. Объективная же реальность открывается сквозь переживания самого автора. Нет изображения жизненных коллизий во всей их полноте. Они видны лишь в душевной реакции литератора. На это обращал внимание и Белинский, подчеркивая, что в лирическом образе Маяковского "личность поэта является на первом плане, и мы не иначе, как через нее, все воспринимаем и понимаем".

Это касается большинства произведений Маяковского. На какие бы темы они не были написаны, про любовь или классовое противостояние, его отношение к происходящим событиям вокруг, фактам, побудившим к вдохновению, везде выражается эмоциональная страстность, горячность! Поэтический строй наделяется необычным характером. Рассказ о любых жизненных явлениях взаимосвязан с выражением мыслей и чувств поэта, раскрытием его внутреннего мира и авторского "я".

Тема времени

"О времени и о себе". Именно данной теме посвящена его поэма "Во весь голос". Это эпиграф к творчеству поэта. Слова очень точно показали уникальность его произведений, объединивших эпическую широту с лирической проникновенностью.

Надо подчеркнуть, что стихия лирических раздумий автора не только придает стихам оригинальную эмоциональную окраску, но чаще всего выходит на первый план, превращаясь в структурно-организационное начало художественного образа. Эта мощь наряду с целеустремленностью авторских чувств лирика, проявляется и в его эпических произведениях, где ярко показаны явления жизни, по - гегелевски "во всем своем внешним бытии". Она чувствуется еще и в политических стихотворениях Маяковского и в агитационной лирике. Лиризм здесь - всепроникающая сила его творчества. Все стихи полны внутренней энергией.

                                        Фото более зрелого поэта из Пинтерест
Фото более зрелого поэта из Пинтерест

Парадокс в борьбе с лирикой виден в стихах "Юбилейное": "Нами лирика в штыки неоднократно атакована". Это отнюдь не поэтическое преувеличение! Через все его творчество идет линия враждебного отношения к "лирическим излияниям". Язвительным замечаниям поэт подверг больше всего любовную тему. "Стишкам, под которые влюблялись", он противопоставил "строки, под которые Деникин бежал от Орла". В "Юбилейном" лирик признался:

Но поэзия -

пресволочнейшая штуковина:

существует -

и ни в зуб ногой.

Критика поэта к лирической направленности объясняется целым рядом причин. Первая заключается в узости рамок "старой" лирики с ее любовной, темой природы, философии. Сюда не уместить сложный внутренний мир человека нового времени, судьба которого связана с глобальными историческими событиями, происходящими в стране. Нападая на лирический жанр поэзии, Маяковский протестует против субъективизма и бездушности лирики, против упадка настроений - "мелехлюндий", то есть светской изысканности чувства, мещанской красоты, эгоизма эстетики самолюбования и иных трагических "изысков".

Маяковский чувствует важность расширить границы лирики. Это совпало и с потребностями времени и с его душевным настроем. Поэзия не могла не уловить новых веяний без учета исторических событий 20 века, значимых социальных перемен, повлиявших на каждого человека отдельно. Все это ощутимо усилилось.

Конкретно у поэта все происходящее вокруг и мировые события вызывали неподдельный интерес. Он имел редчайший дар очень тонко воспринимать все случавшееся в жизни! Даже происходящее в далекие времена древнего прошлого он принимал за глубоко личное дело. Один из исследователей его творчества отмечал: "его душа... заключала в себе весь большой мир, всю землю".

Масштаб его жизненных восприятий не уместился в лирические формы, требуя от автора простора выражения. Поэтому поэзия Маяковского не вошла в рамки предыдущего художественного опыта. Он превратился в поэта нового вида, охвативший политическую и социальную реальность. Лирика литератора содержала в себе и историю, и быт, и политику, и любовь. Все это стало главным объектом художественного изображения.

Представляя одного из новаторских авторов мировой литературы, поэт в своем развитии полагался полностью на опыт богатейшей русской классики. Истинное новаторство авторов чаще всего и появлялось не в связи с их отказами от прошлых традиций, а на основании их творческого пересмотра уже в новых социальных реалиях и эстетических целей искусства.

В новейшее время возникло и новое слово, как предчувствие будущих потрясений в обществе, особенно в послереволюционный период. Познавателен опыт самого Маяковского в этом плане. Он довольно часто резко высказывался по поводу классического жанра. Его новаторство выразилось в совершенно других исторических условиях. Поэзия Владимира отличалась изображением основных социальных и духовных проблем своей эпохи, гражданской позицией, публицистичностью, горячностью. Луначарский писал о его творчестве следующее: "Маяковский в последнее время довольно гордо называет себя некрасовцем... Его поэзия все более проникается своеобразной напряженной публицистикой... Некрасов-сатирик, Некрасов - изобразитель города находится, несомненно, где-то на восходящей линии от этих произведений Маяковского".

                                           Фото молодого Маяковского
Фото молодого Маяковского

Опираясь на опыт поэта в русской классике, невозможно отнести его лирику к единой линии ее развития. В его творчестве "отозвалось" и живет наследие русских поэтов и писателей, таких как: Пушкин, Лермонтов, Державин, Блок, Некрасов, Гоголь, Щедрин, Достоевский...

В результате новаторство Владимира вместе с его опытом русской классики взаимосвязаны между собой.

Самая главная черта его поэзии - восприятие общественных событий лично, принятие их близко к сердцу словно собственные драмы жизни. Это придало ему решимости высказаться в поэме "Хорошо!" про связь своей судьбы с революцией, с мужественным созданием новой реальности:

Это время гудит

телеграфной струной,

это

сердце

с правдой вдвоем.

Это было

с бойцами,

или страной,

или

в сердце

было

в моем.

Здесь сформирован один из основных признаков эстетики поэта, утвердивший единение его авторского "я" с настроением и чувством людей.

В личных переживаниях он смог найти общечеловеческое содержание. Маяковский изобразил их как частичку огромной людской истории, наполненной трагическими распрями и социальными противостояниями.

Лирика повзрослевшего поэта главным образом выглядит эпичной, а многие его стихи ( "Хорошо!", "Владимир Ильич Ленин") пронизаны энергией лиризма по своему смыслу.

Что же придало его творчеству необыкновенный масштаб и магентизм? Что именно могло вдохновлять автора на рождение стихотворений, которые актуальны и любимы читателями до сих пор, спустя много лет? Почему лирик популярен по всему миру, не только в нашей стране? Что служило ему стимулом для создания новых смелых шедевров? Каковы идейные истоки поэзии Маяковского?

                                            Фото молодого поэта
Фото молодого поэта

Некоторые ценители поэзии признают его гениальность в изобретательности как автора. Он был и правда мастером слов и новатором рифмы. Поэт обогатил стихотворную лексику, меняя размеры стихов, увеличил их выразительность и смысл каждой фразы. Первым печатал стихи ступенчатой строкой. Такие новшества представляют собой лишь составную часть его новаторства. Главное не в том...

Недавно мне задали вопрос про обзоры современной литературы. Это тема для обсуждения в комментариях, друзья! Как вы считаете, есть ли сейчас прототипы Пушкина, Ахматовой, Достоевского, Булгакова и Аристотеля? Что читать, что было бы достойно равного внимания к классикам?

Если вы, уважаемые работодатели, находите много орфографических ошибок в моих статьях про литературу, то просьба прочитать и проверить вашими программами американскими проверок такие статьи, на которые я делаю здесь рерайт: Луначарская-Розенель "Память сердца. Воспоминания" (1965), Белинский "Собрание сочинений в 3 томах" (1948), Георг Гегель "Эстетика. Том 3".