Найти в Дзене
НОВЫЕ УМЕЛКИ

Игры на запуск речи у ребенка!

Игра «Выполни задание».

Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку выполнять действия из стихотворения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (взрослый и ребенок берутся за руки)

И бегаем кругом.

Игра с альбомами.

Можно изготовить маленькие альбомы с картинками или фотографиями близких ребенку людей, которые потом рассматривать по 5-10 минут в день. В одном альбоме пусть будут фотографии членов семьи, в другом – картинки с изображением животных, птиц, в третьем – картинки с изображением предметов, которые издают какой либо шум (молоток, машина, самолет, паровоз и т.п.), в четвертом – картинки с изображением игрушек и т.д.

Цель игры с такими альбомами: вызвать аморфные слова у ребенка.

Альбом с фотографиями членов семьи.

Сначала, рассматривая альбомы, нужно эмоционально называть близких ребенку лиц, имена: это мама, это папа, это баба, это тетя, это Катя, это Маша, это Вова и т.д. При повторных рассматриваниях можно спросить: «Кто это?». Допустимы любые ответы.

Альбом с животными, рассказываем ребенку «кто как говорит». Взрослый: «Собака говорит «ав-ав», корова – «му-му», козлик — «бе-бе», кошка – «мяу-мяу», ослик – «иа-иа» и т.д.

Альбом с предметами, издающими шум, учим ребенка подражать транспортным шумам, музыкальным игрушкам: машина — би-би, самолет — у-у-у, паровозик — ту-ту, молоток стучит — тук-тук, дудочка играет — ду-ду-ду, барабан —бом-бом-бом, балалайка — ля-ля-ля, колокольчик — динь-динь, дождик капает — кап-кап, ножки топают — топ-топ, что-то упало — бах.

Альбом- картинки с изображением игрушек или просто поиграть в игру «Назови игрушку».

-2

Игра «Угадай, какая игрушка появилась?»

Взрослый раскладывает перед ребенком 2-3 игрушки. Потом предлагает ребенку запомнить игрушки. Затем ребенок закрывает глазки, а взрослый подкладывает еще одну игрушку и просит ребенка: «Назови, какая игрушка тут появилась?».

Игра «Угадай, какой игрушки нет?»

Перед ребенком лежат 3-4 игрушки, которые он рассматривает и называет. Взрослый говорит: «Ой, наступила ночь, давай закроем глазки и поспим». Вместе с ребенком взрослый «спит», закрывает глаза и кладет ладошки под голову. Затем взрослый незаметно убирает одну игрушку и говорит: «Вот и утро наступило, откроем глазки. Посмотри-ка на наши игрушки, кажется, что-то пропало». Ребенок называет пропавшую игрушку. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Покажи, где».

Для неговорящего ребенка важно расширять количество понятий, которые он знает. Называйте предметы в доме по несколько раз в день, повторяйте на следующий день уже усвоенное (предлагая ребенку показать названный предмет) и добавляйте 1-2 новых названия. Рассматривайте картинки (в первое время картинки должны быть несложными предметными). Просите ребенка показать пальчиком называемый вами предмет на картинке.

Игры-шутки с названиями предметов.

Если вы регулярно показываете и называете ребенку новые предметы и объекты, то ребенок обязательно скоро начнет сам задавать вам вопрос «Что это?», либо просто показывать пальчиком на предмет, ожидая, что вы его назовете. Предлагаем вам поиграть в такую игру: ребенок, показывая на настольную лампу в комнате, спрашивает: «Что это?». Взрослый отвечает: «Стульчик». Ребенок не соглашается. Взрослый опять отвечает неправильно: «Кровать». Ребенок снова не соглашается. Только в третий раз взрослый говорит правильное название предмета.

2-ой вариант игры:

Взрослый сам первым задает вопрос: «Это стул?» (показывает на кровать). Ребенок отвечает отрицательно. Затем взрослый показывает на лампу и спрашивает: «Это стул?». Ребенок отрицает. И только в третий раз взрослый показывает нужный предмет.

Игра «Командир».

Взрослый дает ребенку разные задания (если ребенок не понимает, что нужно сделать, можно попросить выполнить это задание кого-то другого, например, старшего брата или папу, а затем снова малыша). Если ребенок уже может говорить несколько слов, то дальше пусть ребенок «отдает команды» всем членам семьи, мягким игрушкам. Примерные команды: «Покружись. Присядь. Помаши руками. Подпрыгни.» В командах можно использовать слова: дай, принеси, отнеси, найди, положи, открой, закрой, подойди, садись, ложись.

-3

Игра «Подскажи словечко» (развиваем речевое подражание).

Взрослый читает ребенку потешки (которые ему уже хорошо знакомы), останавливается перед последним словом, чтобы ребенок сам попробовал закончить фразу. Например:

Наши уточки с утра –…

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –…

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –…

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –…

Гру-гру-гру-гру-у!

Наши курочки в окно-…

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет …ку-ка-ре-ку!

Ребенок договаривает выделенные жирным шрифтом слова-звукоподражания.

Игра «Игрушки разговаривают»

Во время игр с куклами, мягкими игрушками, машинками задавайте от лица «своей» игрушки разные вопросы игрушке, которой управляет ребенок:

-Слушай, куда мы теперь пойдем?

-А что мы там будем делать?

-Я возьму с собой …, а ты что возьмешь?

-Давай одеваться. Кажется на улице холодный ветер, ты что оденешь?

-Мы пришли на кухню. Я буду есть …, а ты что будешь есть?

В своих вопросах желательно употреблять разные слова-действия: Что мама варит? Чем вытирает руки (режет хлеб, протирает стол, подметает пол)? Вопросы побуждают ребенка думать, развивается мышление. Задав вопрос, сделайте небольшую паузу, чтобы ребенок подумал как ответить, а потом дайте свой вариант ответа.

Успехов и радости в выполнении!