Найти в Дзене
Анна об искусстве

Старые раны. Война у художников-шестидесятников

Произведения «шестидесятников» — и писателей, и поэтов, и художников— это уже не пафос и приукрашивание военного времени. Они жёстки, правдивы, изобличительны.

В их творчестве война занимает едва ли не главное место. Кто-то из них сам прошёл Великую Отечественную, кто-то был ещё ребёнком. Но и те и другие создавали прекрасные строки и картины. Вспомним яркие живописные произведения.

Первым хочется вспомнить Гелия Коржева. В момент начала войны ему было 16. Он сам хорошо охарактеризовал своё поколение: «Мы — поколение, пронизанное войной. Часть из нас воевали, часть нет. Но мы все воспитывались в этой атмосфере».

Его «суровый стиль» лучше всего отражает характер эпохи и её отношения к военной памяти. Проходят годы, но боль от войны не утихает, и память о ней не стирается. Об этом — картина Коржева «Старые раны». Ветеран погружён в тяжёлые воспоминания, он не может уйти от них, несмотря на то, что после войны прошло уже много лет.

Г. Коржев. Старые раны. 1967 г.
Г. Коржев. Старые раны. 1967 г.

Картина относится к серии «Опалённые огнём войны». Герои этой серии сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. Их образы драматичны, живопись выразительна. Художник выделяет крупный план, использует сдержанный колорит. И это оказывает мощное воздействие на зрителя.

В работе «Прощание» Коржев фокусирует внимание на солдате в момент расставания. Его герой крепко обнимает родного человека. Он всем существом погружён в это мгновение, как будто осознаёт, что в будущем оно может уже никогда не повториться.

Не менее сильна и остра по воздействию картина «Мать». Кажется, она даже не нуждается в комментариях. Минимумом средств и деталей художник создает произведение, которое воплощает себе столько боли и вызывает яркое эмоциональное сопереживание.

Здесь нет восторгов, но много боли, драмы и осознания трагедии войны.

Остро переживал трагедию войны, уносящей жизни молодых, и Борис Неменский. Согласно официальной статистике, Советский Союз потерял в Великую Отечественную каждого третьего мужчину в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет. Теме загубленной юной жизни посвящена картина Неменского «Безымянная высота». Этой работе у меня посвящена отдельная, очень интересная статья. Здесь просто помещу её в ряд ярких работ того времени.

Б. Неменский. Безымянная высота. 1962 г.
Б. Неменский. Безымянная высота. 1962 г.

Теме расставания посвящена картина Владимира Гаврилова «За родную землю». Словно тусклым лучом, пробившимся сквозь черные нависшие тучи, подсвечено истомлённое тревогой и тоской лицо провожающей женщины. Она — в центре внимания художника, тогда как тёмная фигура погружённого в мрачные думы солдата сливается с фоном картины. Так же в сорок втором году восемнадцатилетним мальчишкой отправился на фронт сам Гаврилов.

В. Гаврилов. За родную землю. 1959 г.
В. Гаврилов. За родную землю. 1959 г.

Некоторые художники, хоть и не прошли сами войну, потеряли в ней родных. Как, например, Виктор Попков, отец которого погиб на фронте. В своей работе «Шинель отца» он рассказывает об этом. Надевая на себя знаковую вещь своего отца, художник как будто примеряет на себя его судьбу, пытается понять и почувствовать то же, что чувствовал его погибший на войне в 36 лет отец.

В. Попков. Шинель отца. 1972 г.
В. Попков. Шинель отца. 1972 г.

На заднем плане в малиновых, как бы призрачных нарядах, вдовы, судьба которых очень понятна Попкову, ведь одна из таких вдов – его мать, оставшаяся с четырьмя детьми на руках. Сам художник изображен на почти черном фоне, его силуэт монохромен, почти бесцветен.

Вдовам Попков посвятил отдельную серию работ «Мезенские вдовы» («Воспоминание. Вдовы», «Одна», «Северная песня»), ставший памятником всем женщинам, не дождавшимся своих мужей из боев. Картина «Воспоминание. Вдовы» изображает пять деревенских пожилых женщин, но в их образе нет ничего нежного и уютного, того, что мы привыкли видеть в образе бабушек. Прямые линии одежд, фигуры четко очерчены и во всей работе главенствует яркий, как пламя, красный цвет.

Женскую тему поднимает и Михаил Савицкий. Его работа «Партизанская мадонна» вселяет надежду в непременную победу добра, в скорое утверждение жизни и мира на родной земле. Тема надежды особенно важна для Савицкого, который за годы войны прошёл через несколько нацистских концлагерей. Художник уже умирал в штрафном бараке после очередной попытки побега, когда двадцать девятого апреля сорок пятого года в лагерь Дахау вошли американские войска и освободили пленников.

М. Савицкий. Партизанская мадонна. 1967 г.
М. Савицкий. Партизанская мадонна. 1967 г.

Напоследок вспомним скульптуру. Скульптор Вадим Сидур девятнадцатилетним юношей попал на фронт, получил тяжелейшее ранение в лицо и чудом выжил благодаря спасшим его женщинам.

«Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия, проявленного по отношению к ним другими людьми в самых чудовищных и даже фантастических формах», — говорил художник. Скульптор нередко обращался к теме жертв нацизма. Одной из наиболее ярких работ Сидура является многофигурная композиция «Бабий Яр». Она повествует о страшной трагедии, которая произошла в одноимённом урочище в северо-западной части Киева. Там в сорок первом году нацисты уничтожили свыше ста пятидесяти тысяч мирных жителей и военнопленных.

В. Сидур. Бабий Яр. 1966 г.
В. Сидур. Бабий Яр. 1966 г.

Если вам интересно, как Великая Отечественная отразилась в искусстве, смотрите статьи:

"Безымянная высота" Бориса Неменского: почему картину не показывали миру 20 лет?

Самые сильные картины, рассказывающие о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война глазами художников, переживших ее

День Победы в картинах советских и современных художников