Найти тему
НУАР-NOIR

Теннис как символ сумрачных побуждений

-2

У фильма 2008 года «Список контактов» есть как бы две стороны. На одной находятся безупречная картинка, а также качественная работа звезд: Хью Джекмана и Юэна МакГрегора (можно также вспомнить появившихся в эротических сценах Наташу Хенстридж и Шарлотту Рэмплинг).

На иной расположен совершенно «дырявый» сценарий, в реальность которого не поверил бы ни один человек, мало-мальски знакомый с криминальными аспектами жизни. Хотя даже в этом случае не всё так плохо, как могло бы показаться, ибо за предложенной зрителю преступной историей есть несколько качественных идей, которые та по большому счету заслонила собой.

Начнем с того, что этот примечательный (хотя и осуждаемый многими) фильм был единственным детищем Марселя Лангеннеггера, к слову сказать, весьма загадочного деятеля кино, хотя бы по той причине, что про него толком ничего неизвестно, если не считать даты рождения в Швейцарии.

Он одним из первых ясно сформулировал идею, что «жизнь в офисе», является ино-бытием, то есть, по сути, смертью, существованием, потраченным зря. Именно таковым был персонаж МакГрегора - финансовый аудитор, который из раза в раз проводит проверки, меня различные кабинеты, но не имея жизни как таковой.

Это ли не идеальная обстановка, дабы попасться на уловку? В офисном существовании главная мечта сводится к мнимому успеху, мол, только «тогда смогу зажить». Собственно подобную перспективу предлагает случайно попавшийся на пути успешный юрист, который будто бы является «альтер-эго» главного героя.

Кадр из фильма «Список контактов» (2008)
Кадр из фильма «Список контактов» (2008)

Впрочем, аудитор слишком ошарашен обрушившимся на него «досуговым водопадом», дабы проявить чувство бдительности. Мы ведь всегда склонны обманываться и наивно верить, что с «нами ничего не случится». Хотя реалии неуклонно учат, что пресловутый бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Кадр из фильма «Список контактов» (2008)
Кадр из фильма «Список контактов» (2008)

Казалось бы, зачем нужно манипулировать каким-то бухгалтером? Ну, если не считать того, что ему регулярно доверяют свои финансовые тайны крупнейшие корпорации и разнообразные фирмы. Иногда даже банальный сисадмин может стать фигурой в «большой игре». Что уж говорить про аудитора с «допуском»?

Кадр из фильма «Список контактов» (2008)
Кадр из фильма «Список контактов» (2008)

И тут мы выходим на важный для фильма уровень аллегорий. Во-первых, его создатель весьма умело использовал нурные образцы и превратил ночь не просто в место-время- действия, а в особое эмоциональное состояние. Именно ночью кажется всё понятным и постижимым.

Кадр из фильма «Список контактов» (2008)
Кадр из фильма «Список контактов» (2008)

Именно ночью случаются все важные ходы и события, когда сюжетная линия двигается вперед. При свете дня, оказавшийся заложником ситуации, главный герой дезориентирован, испуган и категорически не способен к действию. Но стоит только тьме накрыть город…

Кадр из фильма «Список контактов» (2008)
Кадр из фильма «Список контактов» (2008)

Нельзя не отметить, что режиссер сделал символом криминального действия теннис (точнее говоря, сквош, в который играют юрист и аудитор). Если в привычном триллере стоит только лишь «хорошему парню» перехватить инициативу, как все его проблемы решаются, то в данном случае оная переходит многократно от стороне к стороне.

Кадр из фильма «Список контактов» (2008)
Кадр из фильма «Список контактов» (2008)

И только, казалось, что все неурядицы улажены, как возникают новые. Так как оба персонажа непросты и весьма умны. И у каждого есть собственная выгода, ради которой они готовы поставить на кон жизнь другого. А потому мало отбить мяч, надо не пропустить новый…