У фильма 2008 года «Список контактов» есть как бы две стороны. На одной находятся безупречная картинка, а также качественная работа звезд: Хью Джекмана и Юэна МакГрегора (можно также вспомнить появившихся в эротических сценах Наташу Хенстридж и Шарлотту Рэмплинг).
На иной расположен совершенно «дырявый» сценарий, в реальность которого не поверил бы ни один человек, мало-мальски знакомый с криминальными аспектами жизни. Хотя даже в этом случае не всё так плохо, как могло бы показаться, ибо за предложенной зрителю преступной историей есть несколько качественных идей, которые та по большому счету заслонила собой.
Начнем с того, что этот примечательный (хотя и осуждаемый многими) фильм был единственным детищем Марселя Лангеннеггера, к слову сказать, весьма загадочного деятеля кино, хотя бы по той причине, что про него толком ничего неизвестно, если не считать даты рождения в Швейцарии.
Он одним из первых ясно сформулировал идею, что «жизнь в офисе», является ино-бытием, то есть, по сути, смертью, существованием, потраченным зря. Именно таковым был персонаж МакГрегора - финансовый аудитор, который из раза в раз проводит проверки, меня различные кабинеты, но не имея жизни как таковой.
Это ли не идеальная обстановка, дабы попасться на уловку? В офисном существовании главная мечта сводится к мнимому успеху, мол, только «тогда смогу зажить». Собственно подобную перспективу предлагает случайно попавшийся на пути успешный юрист, который будто бы является «альтер-эго» главного героя.
Впрочем, аудитор слишком ошарашен обрушившимся на него «досуговым водопадом», дабы проявить чувство бдительности. Мы ведь всегда склонны обманываться и наивно верить, что с «нами ничего не случится». Хотя реалии неуклонно учат, что пресловутый бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Казалось бы, зачем нужно манипулировать каким-то бухгалтером? Ну, если не считать того, что ему регулярно доверяют свои финансовые тайны крупнейшие корпорации и разнообразные фирмы. Иногда даже банальный сисадмин может стать фигурой в «большой игре». Что уж говорить про аудитора с «допуском»?
И тут мы выходим на важный для фильма уровень аллегорий. Во-первых, его создатель весьма умело использовал нурные образцы и превратил ночь не просто в место-время- действия, а в особое эмоциональное состояние. Именно ночью кажется всё понятным и постижимым.
Именно ночью случаются все важные ходы и события, когда сюжетная линия двигается вперед. При свете дня, оказавшийся заложником ситуации, главный герой дезориентирован, испуган и категорически не способен к действию. Но стоит только тьме накрыть город…
Нельзя не отметить, что режиссер сделал символом криминального действия теннис (точнее говоря, сквош, в который играют юрист и аудитор). Если в привычном триллере стоит только лишь «хорошему парню» перехватить инициативу, как все его проблемы решаются, то в данном случае оная переходит многократно от стороне к стороне.
И только, казалось, что все неурядицы улажены, как возникают новые. Так как оба персонажа непросты и весьма умны. И у каждого есть собственная выгода, ради которой они готовы поставить на кон жизнь другого. А потому мало отбить мяч, надо не пропустить новый…