Найти в Дзене
Анхар

День освобождения Хомса -1

9 мая не только день Победы в Великой Отечественной войне. Но и "красная" праздничная дата в истории сирийского города Хомса. Около двух лет центр города находился в лапах боевиков, которые смогли туда войти в результате выполнения сирийской армией так называемого плана Аннана (земля ему стекловатой). Из захваченного района стреляли по районам, которые оставались под контролем правительственных сил, а еще очень сильно мешали жителям тем, что в ряде случаев с одной улицы на практически соседнюю, приходилось ехать, выезжая на окружную дорогу. То есть, очень и очень сильно объезжать захваченные кварталы.

В целом, вполне можно сказать, что тогда, в 2013 году, сирийцы применили в Хомсе и ряде других населенных пунктов ту же тактику, что и сейчас российская армия на "Азовстали". Взяли в кольцо, "помариновали", дали выйти из окружения находившимся там гражданским (среди которых было много родственников самих боевиков, которые потом позвонили туда, откуда вышли, и популярно объяснили, что сопротивляться - себя не уважать). В итоге, 9 мая часть боевиков сдалась (те, кто не убивал и вообще решил попасть под амнистию и вернуться к нормальной жизни), а непримиримые уехали в Идлиб.

Все журналисты (а ждали мы там несколько дней, пока договаривались о) были приглашены на пресс-конференцию губернатора Хомса Таляля Барази (на фото ниже) и на площадь Старых Часов. Всё. Но я с воевавшими в Хомсе военными одну лепешку хлеба два года делила. И под пулями бегала. Меня и моих друзей, в итоге, провели туда, где не был никто из прессы. Туда, где только что были позиции бармалеев. Эти фото почти все нигде раньше мной не публиковались. Давайте, сделаю несколько подборок. Это не Мариуполь, это Хомс. Раскуроченный боевиками и истерзанный военными, которые их оттуда выбивали.

Даже там, откуда сделан это снимок, одно время было опасно находиться. А в мае 2012 мы с Настей Поповой могли снимать около высокого здания, что слева. Потом ситуация изменилась, место стало простреливаться. Площадь со Старыми Часами в конце улочки, там еще виднеется белая машина телевизионщиков с "тарелкой" на крыше, если присмотреться.

-2

В целом, эта улица была цела. На ней находится и местный археологический музей. Но это то, что видели все журналисты.

-3

А вот внутри анклава было уже вот такое. Листайте. Потом еще покажу.

Слева здание школы. Мы в нее с другой стороны с киевским журналистом Цаплиенко в мае 2013 приходили снимать. А тут впервые, да еще своими ногами, пришли к размещавшимся там бойцам со стороны, где были бармалеи и откуда по нам могли стрельнуть в любую минуту. На фото хорошо виден подкоп под асфальт: весь район был изрыт туннелями.

-5

Вот она, та школа. Мы по этой лестнице в нее и залезали. Фасад простреливался, с той стороны войти в здание было никак нельзя.

-6

Еще один окоп. Вокруг запустение. Людей тут (нормальных) давно нет.

-7

А эта подорванная еще в самом начале сирийского кризиса машина - лучшее доказательство того, какими "мирными" были сирийские "демонстранты". Очередное разоблачение лжи Запада о Сирии.

-8

Ходить самим по таким районам опасно, мы ходили вместе с солдатами. Там же сразу же после выхода бармалеев начали ходить и все проверять саперы. Очень много всякой заминированной дряни. В наше случае - куски труб, банки из-под газировки, всякое такое, на что не подумаешь.

-9

До того, как бармалеи захватили Пальмиру и до боев за Алеппо Хомс был, безусловно, самым пострадавшим от боевых действий городом Сирии. С тех пор прошло 8 лет. Жизнь продолжается. Город понемногу приходит в себя. А тех, кто его захватил в 2011-2012 уже давно нет на этом свете...

-10