Попробуйте взять чашку с полки. Это цилиндрический захват.
Достаньте пакетик чая — это пальцевой захват, кончики пальцев собираются в горсть.
Возьмите его за бумажный квадратик на ниточке — это трехпальцевой, самый сложный захват.
Это привычные движения, которыми мы владеем всю сознательную жизнь, а оттого не знаем, какое это богатство — разные положения ладони, возможность регулировать силу захвата.
А если рука не работает, но есть едва заметное движение одного пальца? Оно не поможет почесать нос, например. Или расчесать волосы. Трагедия.
Если движение не прибавляет самостоятельности в быту, оно ничего не значит. Так думают наши пациенты.
И очень зря.
У пациента N после инсульта совсем не двигалась рука. Мы использовали зеркальную терапию: пациент видит в зеркале отражение здоровой руки и двигает ею, в мозгу кажется, что работает больная рука, которая пока не может двигаться.
Для мозга грань между настоящим и кажущимся очень тонка: вспомните, как просыпались ночью в холодном поту оттого, что кто-то гонится за вами — организм запустил полноценную реакцию по спасению вашего мягкого места, с повышением пульса и давления, готовностью мышц к взрывной нагрузке.
Это работает и в реабилитации: зеркальная терапия помогает заставить работать неподвижную руку. Конечно, всё начинается с едва заметных движений. Никто после одного занятия не возвращает себе прежнюю силу в руке (эй, мы же не волшебники).
Вот что сказал мне пациент, когда я спросила, как у него дела: «Ничего хорошего. Никаких изменений.»
Вот что сказал мне инструктор, когда я спросила про того же пациента: «Отличная динамика! Появились минимальные движения в руке!»
И скинул мне это видео.
Едва заметное движение не делает пациента самостоятельнее. И всё-таки шаг от полной неподвижности к минимальному движению — всегда огромная радость для нас. Потому что это переход от «нет» к «да», это будто переход в другую вселенную.
А для пациента это — надежда на восстановление. Где есть хотя бы немного силы — можно её растить.
Вот такая мышиная революция, муравьиная радость, микроскопическая победа.
Реабилитация вся состоит из таких гномьих шажков. Но если вспомнить сказку про Белоснежку, гномы там воротили такие великие дела, что принцу оставалось лишь приехать к хрустальному ложу и поцеловать свою принцессу, чтобы все жили долго и счастливо.
Вот так-то!