Найти в Дзене
Дошкольники

"Дидактические игры и упражнения с разными видами конструкторов"

Сейчас конструктор – это один из видов игрушек, которые появились в наше время. А придумал первый конструктор не инженер, а приказчик из мясной лавки. Однажды этот приказчик из Ливерпуля Франк Хорбени ехал в поезде. На улице была ночь, но ему не спалось. Вероятнее всего, в его голове была мысль о том, что техника рубежа ХIХ—ХХ веков может быть названа чудом. Он придумал игру, состоящую из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков. Болтики можно было завинчивать в отверстия на разном расстоянии и под разными углами. Это давало возможность сооружать из планок тележки, мосты, подъемные краны. Для своей игры изобретатель нашел подходящее название — «механо» (от греческого «теспапе» — искусство построения машин). Шел 1900 год. С каждым последующим годом новая игра усложнялась, становилась все интереснее. Появлялись новые виды транспорта и, соответственно, новые наборы детских конструкторов, из которых можно было собирать машины, паровозы, самолеты... Констру́ктор (от лат. constructor —

Сейчас конструктор – это один из видов игрушек, которые появились в наше время. А придумал первый конструктор не инженер, а приказчик из мясной лавки. Однажды этот приказчик из Ливерпуля Франк Хорбени ехал в поезде. На улице была ночь, но ему не спалось. Вероятнее всего, в его голове была мысль о том, что техника рубежа ХIХ—ХХ веков может быть названа чудом. Он придумал игру, состоящую из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков. Болтики можно было завинчивать в отверстия на разном расстоянии и под разными углами. Это давало возможность сооружать из планок тележки, мосты, подъемные краны. Для своей игры изобретатель нашел подходящее название — «механо» (от греческого «теспапе» — искусство построения машин). Шел 1900 год. С каждым последующим годом новая игра усложнялась, становилась все интереснее. Появлялись новые виды транспорта и, соответственно, новые наборы детских конструкторов, из которых можно было собирать машины, паровозы, самолеты...

Констру́ктор (от лат. constructor —«строитель») — детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов.

Простейшие виды конструкторов-кубики. Это самый простой конструктор, с которым сталкиваются малыши. Кубики могут быть пластмассовые, деревянные, картонные или из мягких тканей.

Строительный набор-разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для ребёнка.

Мягкие конструкторы изготовлены из изолона. Он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Фигуры–вкладыши- это еще одна разновидность простейшего конструктора.
Дети учатся подбирать и соединять вместе правильные по форме и по размерам фигуры.

Мозаика очень важна для развития воображения и творческого мышления, а также психического развития ребенка в целом.

Блочные конструкторы - конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой.

Болтовые конструкторы бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать взрослым – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

В металлическом конструкторе есть отвертки, гайки, шурупы (как у взрослых).

Благодаря простоте сборки разнообразных конструкций из деталей магнитного конструктора, ребенок может развивать логику, моторику и при этом иметь возможность собрать из деталей все что угодно. Этот тип игрушек состоит из разных по форме геометрических фигур, имеющих крепкие магниты по сторонам.

Функциональные электронные конструкторы-это действующие модели различных устройств. С помощью таких конструкторов можно понять принципы электроники и электротехники, а также открыть для себя удивительный мир науки и техники. Электронный конструктор для детей – интересная, увлекательная и развивающая игра. Ее основная задача – развить интерес к различным физическим процессам и явлениям. Шаг за шагом ребенок будет постигать науки при помощи схем и наглядного пособия, делая это непринужденно и с удовольствием. После знакомства с такой продукцией конструктор может стать любимой игрушкой ребенка, особенно если его интересует тематика электроники.

Дидактические игры и упражнения с разными видами конструкторов

I.Дидактические игры и упражнения с кубиками

1. "Разноцветные кубики"

Задачи:

- развивать понимание речи и активизировать словарь;

- упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый);

- упражнять в выполнении заданий воспитателя;

- способствовать проявлению самостоятельности в игре.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям кубики и уточняет, что дала и какого цвета кубик.

-Ребята, а что можно построить из кубиков. (Дом, башенку, теремок).

- А давайте построим теремок. (С помощью воспитателя дети строят теремок).

2.Дорожка из кубиков»

Задачи:

-упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый);

-выполнении заданий воспитателя («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и ее активизацию.

Ход игры:

-Дети сидят за сдвинутыми в ряд столами. У каждого ребенка кубики.

Воспитатель уточняет, что лежит на столах, какого цвета предметы, сколько их

( много).

-Педагог предлагает взять какой-нибудь один предмет, затем уточняет, кто какой предмет взял.

-Воспитатель просит малышей взять по одному кубику и уточняет их цвет.

-Затем предлагает детям поменяться кубиками и рассказать, кто с кем поменялся и что получил взамен. (С Сашей поменялся. Теперь у меня красный кубик).

-Воспитатель предлагает взять по одному кубику и уточняет, у кого какой кубик

(мальчики отдают свои кубики девочкам, а девочки передают мальчикам кубики) (можно заранее посадить мальчиков и девочек напротив друг друга, и тогда это и последующее задание будет выполнить легче);

-Девочки строят из кубиков дорожку, а мальчики «едут» по этой дорожке на своих автомобилях (кубиках) на противоположную сторону стола.

3. «Длинная дорога»

Задачи:

-формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик);

-обследовать предметы, включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.

Ход игры:

–Я сейчас буду строить длинную дорогу. Укладываю кирпичик широкой стороной на стол. (Выполняет действия). Получилась длинная дорога? Нет, длинную дорогу из одного кирпичика не построишь! Помогите мне построить длинную дорогу. Много или мало надо кирпичиков, чтобы получилась длинная дорога? Я положила один кирпичик. Лена, сколько кирпичиков положила ты? Вика, а сколько кирпичиков положила ты? Каждый положил по одному кирпичику, и получилась длинная дорога. Много или мало кирпичиков мы положили на стол, чтобы построить длинную дорогу? Кто пойдет по нашей дорожке? Матрешка пойдет по дорожке.

Топ –топ, топ-топ, идет матрешка по дорожке.

Воспитатель ведет матрешку по построенной дорожке и предлагает детям тоже провести матрешку.

II.Дидактические игры и упражнения с мозаикой

1.«Листопад»
Цель:
дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; развитие умения выкладывать картинки по образцу; активизация словаря: «яблоко», «груша», «апельсин», «фрукты», «ваза», «в».
Оснащение: наборное полотно; мозаика; выложенный из мозаики листочек желтого цвета.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком осенние листочки. Отберите листья желтого цвета — большие кленовые листья и маленькие березовые листочки. Расскажите двустишие:
Листопад, листопад,
Листья под ноги летят.
Предложите ребенку выложить на полотне для выкладывания осенние листочки.

Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания:
а) выкладывание по образцу (ребенок копирует образец);
б) выкладывание по памяти (ребенок вспоминает, какие листочки он видел в парке, и выкладывает их).

2.«Прогулка мишки по лесу»
Цель:
дальнейшее развитие мелкой моторики; развитие умения выкладывать корзину из мозаики по образцу; активизация словаря: «мишка», «шишка», «пень», «гулял», «собирал», «устал», «задремал».
Оснащение: игрушечный мишка; мозаика; наборное полотно; прорисовка корзины для собирания шишек.
Ход игры. Покажите ребенку игрушечного мишку. Спросите: «Где мишка живет? (В лесу.) Предложите послушать стихотворение про то, как мишка гулял по лесу:
Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал.
Бедный мишенька устал,
На пеньке он задремал.
Попросите ребенка выложить длинную дорожку, по которой мишка пойдет к пеньку. Выложите из мозаики корзину, в которую мишка собирал шишки. Попросите ребенка собрать .шишки» в мишкину корзинку («шишками» будет мозаика коричневого цвета). Следите, чтобы ребенок брал мозаику двумя пальчиками — большим и указательным.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания, например, ребенок:

а) должен выложить большее количество «шишек» - мозаинок;
б) выкладывает корзину для шишек самостоятельно;
в) выкладывает корзину другого цвета.

3.«Белыйснег » Цель: развитие умения координировать движения пальцев ведущей руки;
развитие пространственной ориентации; активизация словаря: «снежок», «летит» «бежит», «догнать», «играть».
Оснащение: «тучка», вырезанная из белой бумаги; наборное полотно; мозаика.
Ход игры. Понаблюдайте с ребенком, как идет снег (летит, кружится, падает) дома дайте малышу полотно для выкладывания. Выберите с ним всю белую мозаику, складывая детали в мелкое блюдце, из которого их удобно будет брать двумя пальцами — указательным и большим.
Прочтите стихотворение:
За окном, за окном,
Белый снег летит кругом!
Ой снег, ой снежок!
Снова пух летит у ног.
Надо в садик нам бежать,
Эй, снежок, спеши догнать.
Кликну я ребят,
Будем мы в снежки играть!
Положите в верхней части наборного полотна «белую тучку» и попросите ребенка вспомнить, как снежок падал из тучки. Предложите ему выложить «падающий снежок» и покажите, как разместить «снежинки на полотне». Скажите: «Много снежинок — снегопад».
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества «снежинок», за счет выкладывания «снежных

4.« Слепим зайчика»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «ком», «хвост», «усы», «солома», «длинные», «блестящие».
Оснащение: игрушечный заяц; нарисованная на листе бумаги мордочка зайца без усов; наборное полотно; мозаика.

Ход игры. В оттепель попробуйте слепить маленькую снежную бабу. Покажи т малышу, как катать из снега ком большой и маленький. Объясните, что из снега можно лепить. Придя домой, предложите сделать из мозаики зайчика. Прочтите ребенку стихотворение:
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
А потом вместо глаз
Угольки нашлись у нас!
Зайчик вышел как живой.
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни —
Из соломы они,
Длинные, блестящие,
Словно настоящие.

Покажите ребенку нарисованную мордочку зайца. Рассмотрите ее. Назовите все части (уши, глаза, рот). Удивитесь, что у зайца нет усов. Предложите ребенку выложить из мозаики «такого же» зайчика на наборном полотне цвет для выкладывания ребенок может выбрать такой, какой хочет (заяц может быть любого цвета, потому что он игрушечный)

Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания заячьей мордочки по памяти, за счет выкладывания зайчика целиком.

II.Дидактические игры и упражнения с конструктором Lego

1. «Построй домик» (младшая группа)

Цель: развитие интеллектуальных навыков детей, развитие мышления и воображения, закрепление знаний о цвете.

Оборудование: Коврики 4 цветов (синий, зеленый, синий, красный), лего конструктор, мелкие игрушки из для обыгрывания построек.

Ход игры. Предложить детям из общего количества лего конструктора выбирать детали в соответствии с цветом их ковриков и построить домик для игрушек.

II.Дидактические игры и упражнения с конструктором Lego

1. «Разложи по цвету» (младшая группа)

Цель: закрепление цвета деталей LEGO -конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO Duplo всех цветов размером 2x2 см, 4 пластиковых контейнера.

Ход игры: дети по команде педагога раскладывают кирпичики LEGOпо цветам, соответствующим цвету контейнера.

2. «Лесенка» (младшая группа) (средняя группа)

Цель: научить детей выстраивать лесенку по возрастанию и по убыванию.

Оборудование: детали конструктора – LEGO Duplo, платформа по количеству детей.

Ход игры: педагог предлагает дошкольникам выложить на платформе из деталей конструктора – LEGO Duplo лесенку по возрастанию и по убыванию.

Цель: счет до пяти, формирование представлений о числе и количестве. Оборудование: детали конструктора LEGO Duplo, таблица, с левой стороны которой крупно написаны цифры от 1 до 5.

Ход игры: дошкольнику необходимо выложить в таблице количество кубиков соответственно указанному числу.

Рис. 7

4. «Что изменилось» (средняя группа)

Цель: развивать произвольное внимание, кратковременную память.

Оборудование: детали конструктора LEGO Duplo.

Ход игры: педагог показывает детям постройку из 5-7 деталей LEGO в течение непродолжительного отрезка времени. Затем закрывает постройку и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего педагог снова показывает постройку и предлагает отгадать, что изменилось.

5.«Кубик» (старшая группа)

Цель: закрепление понятий (вправо, влево, вверх, вниз), развитие внимания.

Оборудование: платформа, детали конструктора LEGO.

Ход игры: Педагог дает инструкцию детям: «муха» может совершать ходы вверх, вниз, вправо, влево, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении».

Дети по очереди называют следующий ход «мухи». Проигрывает тот, у кого «муха» выходит за пределы игрового поля.

6. «Цифры» (старшая группа)

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA, LEGO схемы «Цифры».

Ход игры: на плате выстраиваются цифры из LEGO DACTA от 1 до 10. Дошкольник считает от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Для усложнения педагог может предложить детям назвать соседей числа 5, 6 и т.д.

7. «Лабиринт из LEGO» (подготовительная к школе группа)

Цель: развитие координации, формирование пространственных представлений.

Оборудование: плата, детали конструктора LEGO

Правила игры: на плате выкладывается лабиринт

с помощью деталей конструктора LEGO.

Дошкольник может не только совершать ходы,

передвигаясь по игровому полю при помощи

LEGO человечка, либо катать по игровому полю шарик.

8.Игра «Симметрия»

Цели: знакомство с понятием «симметрия».

Оборудование: детали конструктора LEGO DACTA, плата, набор карточек.

Ход игры (первый вариант): педагог выкладывает первую половину узора, дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

(Второй вариант): дошкольники самостоятельно составляют симметричные узоры по своему желанию (бабочки, цветы и т.д.).

III.Дидактические игры и упражнения с магнитным конструктором

1.«Из плоского в объёмное»

Цель: закреплять плоскостные и объёмные фигуры, умение читать схемы, развивать зрительное восприятие, пространственное мышление, внимание, мелкую моторику.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку построить по схеме плоскостную фигуру, затем опираясь на схему объёмную.

2. «Составь слово»

Цель: закреплять навыки детей составлять самостоятельно, составлять слова из знакомых букв, совершенствование звукового анализа слова, закреплять представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков; развивать мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику. Варианты заданий: Воспитатель предлагает ребёнку: - из предложенных букв составить слово; - найти пропущенную букву.

Практическая часть: игра «Путешествие к временам года»

Ход игры:

В: - Сегодня мы отправляемся в гости к временам года. Но к ним дорога очень дальняя, поэтому нам нужно какое ни будь транспортное средство. Но, поскольку нас много, мы разделимся на две команды, и каждая команда будет конструировать для себя любой вид транспорта.

(Воспитатели делятся на две команды. По сигналу ведущего под детскую музыку они начинают конструировать модель транспортного средства).

Итак, у нас есть на чём отправиться к временам года. Приготовились! В путь!

(Каждая команда двигается по залу, имитируя движения и звуки сконструированного вида транспорта)

-Остановка первая. По музыкальному отрывку вы должны отгадать время года.

(Звучит музыка «Зима»)

-Правильно, мы попали в гости к зиме (слайд «Зима»), которая предлагает вам поиграть в игру «Зимнее». Вы должны сделать из деталей «Кубуса» любую конструкцию, характеризующую зиму, как время года.

(Каждая команда делает свою конструкцию)

-Молодцы. И мы отправляемся дальше, слушаем музыку.

( Каждая команда движется по залу на своём транспорте, слушает музыку)

- Остановка вторая. К какому времени года мы с вами попали?

Да, это весна (слайд «Весна). Весна предлагает вам игру «Симметрия»

(Каждая команда конструирует свою картинку)

-Вы просто молодцы! А сейчас в путь к следующему времени года.

( Команды двигаются по залу, слушая музыку)

-Остановка третья, и мы попали… правильно, мы попали в гости к лету

(слайд «Лето»). Оно предлагает нам игру «Яркая картинка из геометрических фигур».

(Команды составляют картинки из геометрических фигур)

(слайд «Летняя мозаика»)

- А сейчас мы отправляемся дальше в путь под музыку.

-И так, мы в гостях у….. осени. ( слайд «Осень»). В первый день осени в школах и детских садах начинается учебный год. По этому осень предлагает вам сконструировать из деталей конструктора Lego числа от 1 до 10.

(Каждая команда конструирует числа)

-Обе команды замечательно справились со всеми заданиями времён года, но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад.