Найти тему
Ника Калашникова

Между землей и небом, в Пушкинском музее

Недавно открывшаяся в Пушкинском музее выставка во многих смыслах примечательная, представляет работы четырёх авторов, включая двух великих гениев: Франсиско де Гойя и Рембрандта Хармонса ван Рейна; одного молодого таланта блеснувшего кометой и сгоревшего в сгустившейся атмосфере Гражданской войны начала прошлого века - Василия Чекрыгина, и ещё одного художника - Эдуарда Штейнберга.

первый зал выставки знакомит зрителя с художниками давая им самим представиться собственными автопортретами. как известно, любое произведение автора - его автопортрет; автопортрет сам по себе - самоманифестирование. исходя только из этих четырёх произведений есть над чем призадуматься... эта тонкая настройка как бы дает понять посетителям выставки, что их ждёт не простой опыт.

-2
-3
-4
-5

автопортрет Гойи самоизобличающий, автор отвернулся от зрителя, голова горделиво приподнята в сознании собственно превосходства. кажется он равнодушно развернулся в профиль, в сторону, но глаза его исподволь испытующе смотрят на зрителя; на его лице усталость, в горестных складках у рта и глаз - следы разочарования жизнью и брезгливого отвращения. Василий Чакрыгин кажется легким, до прозрачной невесомости и молодым (он так и не успел стать старше). Штейнберг - эскизно-плоский, но взгляд обращен внутрь и это неожиданно добавляет глубины. Рембрант изобразил себя, сидящим у окна в небольшом помещении, очевидно, за работой. его лицо, немолодого, много пережившего человека, сосредоточенно и, кажется, почти растворилось в полумраке комнаты, если бы не глаза. прорезая собой полутень, они смотрят на зрителя обезоруживающе прямо, ясные и спокойные.

-6
-7
-8

у меня сложилось ощущение, что общий мотив выставки инфернальный. что видимо можно соотнести с историей жизни авторов экспонируемых произведений, каждого со своим временем, и с текущим моментом. причём у Гойи он мрачно-мистический, приправленный как терпким соусом, вязкой смесью из мизантропии, сарказма и кошмарных видений. кажется и Василий Чекрыгин видел что-то похожее и насточиво искал свои особые изобразительные средства (но техническую подачу выбрал попроще: не офорт, акватинту и сухую иглу как у Гойи, а прессованный уголь и графитный карандаш. рисунок, впрочем, тоже значительно отличается). его “Воскресение мёртвых” не о вечной жизни, а о вечной смерти. в сопровождающих выставку текстах правда сказано обратное: “В своих поисках Чекрыгину удалось подняться от глубокого отчаяния перед лицом неизбежной смерти до светлой идеи всеобщего воскрешения…”. ну, это как про в чёрную пьющего человека дошедшего наконец до белой горячки сказать, что он пришёл к светлой радости. белый здесь скорее характеризует градус каления огня сжигающего изнутри. искажённые лица со стертыми чертами, дыры глазниц, провалы ртов, изломанные, коленопреклоненные силуэты людей с воздетыми руками. эти странные многофигурные композиции, как и у Гойи, кажется не имеют ясной идеи, они то ли пытаются вырваться из сумрака, толи проваливаются в него… свет их ослепляет, но кажется никуда не ведёт; воскрешение не радует, а возвращает к земным страданиям. кажется они переполнены им. то есть у Гойи предчувствие ужасов смерти на фоне бессмыслицы жизни (серия называется «нелепицы», а в названиях работ самое часто повтяется слово «глупость»). у Чекрыгина же, апокалипсис давно настал, но вот закончится ли он когда нибудь…

-9
-10
-11
-12

тут вы уже должны догадаться, что ничего веселого не будет. и вы правы. но это только половина выставки…

-13

дальше идут несколько залов с цветной графикой Штейнберга, выпавших для меня из общего контекста экспозиции. на фоне драматизма произведений двух предыдущих авторов, его аллюзии о упадке русской деревни (на минуточку, Тарусы) в 90-е годы кажутся несколько отстранёнными. не совсем понятны мотивы автора, так любившего коротать лето в русской глубинке, остальное же время проживавшего в Париже. про художественные средства здесь почти нечего сказать. в его примитивизме нещадно эксплуатируются конструктивистские идеи начала прошлого века. то есть работы Штейнберга отстают от Чекрыгина более чем на полвека, но кажется не добавляют ничего нового в изобразительности, кроме обилия символики: крестов, грабов и могил - их с лихвой хватило бы и на остальных трёх авторов, которые хотя и рефлектировали на близкие темы, нашли возможность выразится без цитирования погребальных символов «в лоб». что уж там, признаюсь честно, несмотря на то, что кураторы добросовестно исписали несколько стен подробными инструкциями к прочтению представленной подборки, включение в экспозицию работ Штейнберга так и осталось для меня загадкой.

-14
-15
-16

наконец, заключительный зал с графикой Рембрандта - вишенка на торте.

но это совсем иной Рембрандт, чем тот, которого мы привыкли представлять по его богатым барочным портретам знати и бравурным игривым сценкам из жизни… вместо восхитительной живописи, строгая, аскетичная графика на мотивы Нового завета (идеальные по технике офорты в основном в темном ключе). работы кажется навеяны философскими размышлениями человека, много повидавшего на своём веку, о смысле жизни и вере, об осмыслении своего духовного начала. библейские сюжеты у Рембрандта предстают как глубоко личная, пережитая история. они лишены всякого пафоса, но правдивы и жизненны, и рассказывают, в основном, о перипетиях и житейских испытаниях. вот, например, поспешное бегство в Египет среди ночи, а вот, обрезание младенца Иисуса (не частый сюжет для картины), несколько работ на тему Сретения Господня, а вот, совсем не обычный: Христос изображенный в возрасте подростка, которого ведут под руки родители... это хорошо иллюстрирует, что Рембрандт не работал по канонам, он их создавал, находясь в непрестанном поиске. очиводно этот подход вкупе с его колоссальной продуктивностью позволили ему занять особое место в мировом культурном наследии. в целом, рембрандтовский раздел выставки похож на своеобразный способ подведения жизненных итогов, возможно не везде утешительных, но полных личного мужества смотреть на них прямо.

-17
-18
-19