На пути подтверждения своего врачебного диплома в Германии у меня было множество трудностей и препятствий. Пришлось преодолеть несколько языковых экзаменов, а также Государственный экзамен по медицине, который сдают все немецкие студенты при окончании медицинского Университета. В определенный момент: от бессилия, готовый все бросить, я написал письмо в местную газету. Главный редактор откликнулась и пригласила меня для интервью. В результате она написала про меня статью. Перевод на русский я публикую ниже.
ХРОНИКИ ШТРАУБИНГА Суббота, 30 ноября 2019 г.
Молодой российский врач на продолжительном пути к профессиональному признанию
Моника Шнайдер-Штраннингер
Иногда он чувствует себя обессиленным и вынужден снова себя мотивировать: Р. Я. Он хотел бы стать терапевтом.
«Федеральное правительство продолжает полагаться на иностранных врачей», - прочитал Р. Я. в «Немецком медицинском журнале» в мае. «Я иностранец», - цитирует он слова из песни хэви-метал группы Раммштайн. Он постиг своё эмоциональное состояние. Р. Я. русский и он врач. Он, 37-летний, стремится в течение трех лет, с тех пор, как он со своей женой, поздней переселенкой, переехал в Штраубинг, получить признание своей лицензии, то есть государственного допуска на практику в Германии. Этим занимаются не местные власти, в его случае это дело правительства Верхней Баварии. Это сложная процедура с оценками и многими официальными письмами, которые теперь заполняют папки Р. Я.
«Я сижу на стуле и смотрю в окно: идет дождь. Вчера был туман. Что будет завтра? Посмотрим: завтра, послезавтра, и далее. Почему? Потому что у меня есть время, я безработный врач. Безработный я почти три года, с тех пор, как я иммигрировал в Германию», - так Р. Я. написал нам, в редакцию. Он отлично говорит по-немецки, может чётко изъясняться. Это важно для него, он стремится к этому. И он пишет по-немецки так же отлично. В несколько журналистском стиле. Не удивительно - он говорит, что во время учебы он был главным редактором студенческой газеты. Р. Я. рассказал нам свою историю.
«В Германии же ищут врачей»
Бабушка и дедушка его жены живут в Германии много лет. Поздние переселенцы. Его жена давно была одержима идеей: последовать за ними. Р. Я. смог с этим смириться, и более того, он отправился с ней и ребенком в Германию. Второй ребенок родился уже здесь несколько месяцев назад. Как уже было сказано, со всех сторон он слышал, что в Германии ищут врачей. Это было ему на руку, потому что, он не делает из этого секрета, в России большинство врачей получают зарплату, на которую, особенно в дорогой Москве, с семьей прожить можно лишь с трудом. Не говоря уже об отсутствии уважения к медицинской профессии.
Р. Я. надеялся на лучшую жизнь для своей семьи, лучше условия, при которых он будет заниматься своей профессией, потому как было дано понять, что в Германии большой дефицит врачей, и он определённо быстро сможет начать работать. «Но это была только половина истины», - такова сейчас его трезвая оценка. Он сидит дома с женой и двумя детьми. И ждёт.
Как с лакеем часто обходятся пациенты с врачом в России, снисходительно, таков, по крайней мере, его опыт. После учёбы в Университете (с 1999 по 2005) в Воронеже он работал десять лет в службе скорой помощи в Воронеже, Павловске и в Москве. «Врач скорой помощи», - это заставляет его отправиться мысленно назад, - «в России имеет другое значение, чем здесь. Вы работаете на финансируемых государством станциях, находитесь там всю смену и уезжаете оттуда по вызовам. Спектр охватывает от головных болей, болей в животе – обыденностей, до серьезных травм, инфарктов. Многие вызывают скорую помощь без причины, будучи пьяными или под наркотиками.
Весь комплект документов предоставлен
В России он учил английский, рассказывает он. Сразу же после иммиграции в Германию он начал подтверждать свои врачебные документы. Согласно рекомендательному письму из Павловской районной больницы от 2011 года его, врача скорой помощи, подтверждают как «ответственного и дисциплинированного и очень квалифицированного сотрудника». Также ему приписываются «высокая компетентность, целеустремлённость, упорство в приобретении знаний». Множество раз во время исполнения обязанностей заведующего отделением скорой помощи он зарекомендовал себя в качестве «компетентного руководителя».
С момента прибытия сюда он начал изучать немецкий язык, с одного маху сдал экзамен на сертификат B1 и B2. Он получил все, что требовалось по запрашиваемым бумагам. Языковой экзамен должен был доказать, что он способен вести диалоги «врач-пациент» и «врач-врач» на немецком языке. Это заняло длительное время, пока он не нашел подходящий курс и не получил там место, говорит он. Через шесть месяцев он сдал экзамен. Тем временем он прошел две (одно- и двухнедельную) стажировки в больнице Святой Елизаветы. И далее улучшил свой немецкий.
Отчет: признаны только части обучения
Несколько недель назад процесс профессионального подтверждения согласно письму от правительства Верхней Баварии вступил в следующую фазу. Уполномоченный правительством оценщик удостоверяет, что его медицинское обучение признаётся равнозначным частично, а не полностью. По сообщениям оценщика, отсутствуют «эквивалентные доказательства» по сравнению с немецким вторым отрезком обучения в областях общей медицины, гериатрии, паллиативной медицины, психосоматической медицины и психотерапии. А также производственная практика и практический год по внутренним болезням и хирургии.
Как следствие, он должен сдать в Германии ещё один экзамен в университете Регенсбурга, который является подведомственным для района Нижней Баварии. Для Р. Я. эта новость – удар разочарования: «Мои 10 лет работы не считаются». «Речь идёт не о подтверждении профессии врача скорой помощи, а всего лишь о подтверждении врачебного диплома», - говорит он. Подтверждение позволило бы ему работать только врачом-ассистентом (ординатором).
В конечном итоге для него это снова означает потерю времени в ожидании. Он должен искать курс подготовки, было ему рекомендовано. Тем временем ему дали шанс сделать это в Нюрнберге. Осенью 2020 года он сможет сдать необходимый экзамен в университете Регенсбурга.
Ему ничего другого не остаётся, говорит он, и старается снова и снова себя мотивировать. Его мечта? Стать терапевтом, говорит он. Гастроэнтерологом или кардиологом. «Я буду учиться», - говорит он, - «и снова ждать». И с некоторым цинизмом добавляет: «И Германия, которая испытывает большую нехватку врачей, также может подождать».
Другие публикации на канале: