Найти тему
Сергей Волков

«Ревизор» Гоголя: как на уроке работают бредовые идеи

Сегодня у нас с 8-м классом был «Ревизор».

Урок по «Ревизору» надо начинать так же внезапно, как начинается сама пьеса. Особенно если для детей это последний урок в этот день, да еще после напряженной сдвоенной геометрии.

– Дорогие дети, – сказал я. – У меня есть гениальная теория. Я очень давно хотел поставить эту пьесу и сыграть в ней, поэтому долго думал и вот что изобрел… Кстати, кого бы я мог в ней сыграть?

– Смотрителя училищ? Вы ж учитель.

– Ну, это в лоб. Где фантазия?

– Городничего?

– Мэй би. Но не оно.

– Ляпкина-Тяпкина не можете, вы явно прочли больше пяти книг.

– Оу, кто-то у нас уже цитатами Гоголя кидается! Молодец.

– Бобчинский и Добчинский?

– Спасибо, я не знал, что я низенький и коротенький…

– А Марью Антоновну?

– Интересный ход. Я подумаю над этим предложением.

– Настоящего ревизора?

– Роль без слов? Ты в своем уме? Ты можешь меня представить без слов?

Д. Кардовский. Иллюстрация к пьесе Н.Гоголя «Ревизор»
Д. Кардовский. Иллюстрация к пьесе Н.Гоголя «Ревизор»

Так ненавязчиво мы перебрали героев пьесы. Хотя я думал, что они отгадают с первой же попытки. Но нет. Ну и ладно, зато в разговор вовлеклись. Потому что учитель а) не боится быть спонтанным и вести живой разговор, парируя реплики б) учитель не боится быть смешным и выставлять себя на обозрение, подшучивая над самим собой. И ситуацией такого общения стремятся пользоваться многие ученики. А мне не в лом ее создавать.

– А в чем же гениальная теория?

– А в том, что финальная фраза о приехавшем в город новом ревизоре рифмуется с начальной фразой «к нам едет ревизор». Финальная фраза «поражает, как громом, всех». Значит, начальная фраза – это что? Правильно, это молния. Молния ведь раньше грома? А весь «Ревизор» – эта та самая жуткая пауза между молнией и громом. (Все это я рисую на доске, клоча бороду и ломая стулья на манер учителя из «Ревизора», который «оно, конечно, Александр Македонский герой…»).

И еще: раз после финальных слов есть «немая сцена» ужаса (тут сюжетик про «Последний день Помпеи» подпустил – причем в описании эту картину не назвал, зашифровал – они сами ее отгадали), значит, надо и после начальной фразы сцену окаменения устроить.

К. Брюллов. Последний день Помпеи
К. Брюллов. Последний день Помпеи

Надо так: Городничий сказал про «к нам едет ревизор» – и тут все застывают от страха первый раз, как бы репетируя ту, настоящую «немую сцену» (кстати, чем не «народ безмолвствует»?). А в этот самый момент – внимание! – под какую-нибудь изломанно-гротескную музычку на сцену должен выпорхнуть в танце сам Хлестаков, как бы видением таким их всех обвить, обтанцевать, одному галстучек поправить, другому пылинку стряхнуть, навести морок, посмеяться, улыбнуться, по щечке Городничего трепнуть, послать миллион воздушных поцелуев залу – и исчезнуть, как морок.

– Да! – завопил тут мальчик А, назначенный мной на прошлом занятии Хлестаковым. Кажется, ему понравилось такое появление на сцене, на целое действие раньше, чем в тексте.

– Да! – подхватила девочка А. – Там же Городничий свой сон рассказывает. Вот надо чтобы этот рассказ как бы из этого сна-морока выплыл, чтоб они его проводили глазами – и тут же мысль о сне пришла.

– Да! – закричали еще другие мальчики и девочки. И заверте.

Главное ведь что? Главное, подпускать всякий бред вдохновенно, как бы превращаясь в Хлестакова. Работает.

Михаил Чехов в роли Хлестакова
Михаил Чехов в роли Хлестакова

А потом мы добавили в нашу схему перекличек начала и финала еще по две симметричных точки. И получились триады:

Известие о ревизоре – известие о конкретно Хлестакове – Хлестаков сам на сцене

Отъезд самого Хлестакова – известие, что Хлестаков не ревизор –известие о настоящем ревизоре.

А в середине – царство Хлестакова на сцене.

Поставивший мне четверку на экзамене по русской литературе профессор Кулешов был бы доволен: его бредовая идея о трех завязках и трех развязках в этой пьесе прекрасно работает на вовлечение восьмиклассников в общее орово.

В итоге наша схема на доске стала почему-то напоминать подводную лодку – и в конце мы чуть-чуть спели We all live in a yellow submarine, хотя наша субмарина была нарисована синим маркером.

И тогда мальчик С сказал важно:

– А где у этой конструкции ось симметрии? (Вот она, геометрия!)

– А это и будет вашим домашним заданием! – ответил ему я.

Потому что когда не знаешь сам, смело задавай домой.

А потом мы слушали кусок из «Пера Гюнта» Грига про горного короля и пытались понять, чем он похож на нашу схему «Ревизора». (– Ой, – сказал мальчик Р. – А у меня сегодня утром именно эта музыка крутилась в голове, когда я шел в школу! – Это мистика, детка. Это Гагл – так англичане произносят Gogol). Придумали, кстати, примерно пять теорий на тему перекличек.

В пещере горного короля. Иллюстрация к сюите Э. Грига «Пер Гюнт» (с сайта belcanto.ru)
В пещере горного короля. Иллюстрация к сюите Э. Грига «Пер Гюнт» (с сайта belcanto.ru)

А потом мы превратились в коллегию настоящих ревизоров – и вызывали к доске по одному чиновников города N для разбора полетов. Давали им слово – а потом утюжили коварными вопросами.

Обсуждая уездное училище, дискутировали на тему, должна ли быть в учителе изюминка, как относиться к тому, что он «строит рожи», объясняя материал (это очень расстраивало Городничего – и нисколько не расстраивает меня и моих учеников), может ли быть директором школы человек, который дрожит от страха перед вышестоящими.

Обсуждая почту, говорили защите индивидуальных данных и праве на тайну частной переписки.

Очень хотелось потерзать Городничего, но кончился урок.

И вот ушли они обедать, а я сижу на руинах урока, рассматриваю его на просвет на манер Акакия Акакиевича с его шинелью, и вижу прорех больше, чем прочной ткани. Но зато в эти прорехи светит солнце...